Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #5392

2011-12-20 13:10

Фрейд
(1856-1939)

Шйамасундара даса: Фрейд видит конфликт между первичным «я», которое он называл «ид» и этическим «я», эго. Именно ид пытается удовлетворить все потребности, и основной движущей силой для него является либидо, половой инстинкт. Когда ид приходит в соприкосновение с чувствами, формируется эго. Сверхэго является видоизмененной частью эго, формирующейся в опыте общения с нашими родителями. Для сверхэго характерно чувство совести, которое является основным подавляющим фактором в стремлении эго обуздывать примитивные, движимые сексом, преступные наклонности ида.
Шрила Прабхупада: Мы согласны с тем, что у всех есть сексуальное стремление, и в шастрах утверждается, что секс есть главная цель, приковывающая нас к материальному миру. На самом деле у каждого есть склонность не только к сексу, но и к одурманивающим средствам и мясу. Эти склонности присущи природе живой сущности. Согласно шастрам, сексуальные отношения дозволены в браке, но запрещены любые другие сексуальные отношения. Кришна говорит: дхармавируддхо бхутешу ками сми. «Я – половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам» (Бг. 7.11). Это значит, что половая жизнь должна регулироваться. Разумеется, у людей есть извращенная склонность к сексу вопреки наставлениям шастр. Веды регулируют всякую нежелательную деятельность – не только секс, но и употребление мяса и одурманивающих средств. По идее, это ограничивает эти анартхи, нежелательные вещи, с тем, чтобы живая сущность в конце концов освободилась от них. В обусловленном состоянии каждый создает ложное эго, думая: «Я американец, я русский, я христианин, мусульманин, индус, я человеческое существо, я – это тело, я то, я другое». Это ложное эго. Высшее эго говорит: «Я есть Брахман. Я вечный слуга Кришны». Если мы понимаем свое «я» таким образом, ложное эго автоматически исчезает. Наши чувства грубы, но они контролируются умом. Ум – часть тонкого тела, и он в свою очередь контролируется интеллектом. Интеллект находится под контролем эго, а если эго ложно, то ложной оказывается вся структура. Ложное эго думает: «Я есть это тело». Это ложное самоотождествление. Когда эго заблуждается таким образом то и все, подчиненное ему, так же находится в иллюзии, потому что все прочее стоит на ложной платформе. Поэтому Веды советуют нам встать на платформу знания, и это называется брахма-джна. Как утверждает Бхагавад-гита:
БРАХМА-БХУТАХ ПРАСАННАТМА
НА ШОЧАТИ НА КАНКШАТИ
САМАХ САРВЕШУ БУТЕШУ
МАД-БХАКТИМ ЛАБХАТЕ ПАРАМ
«Тот, кто занимает такое трансцендентное положение, немедленно осознает Высшего Брахмана. Он никогда не скорбит и желает иметь чего-либо. Он одинаково расположен ко всем живым сущностям. В таком состоянии он достигает чистого преданного служения Мне» (Бг.18.54). Когда мы приходим к пониманию того, что мы ни есть тело, но духовная душа, мы сразу становимся счастливы. Все неврозы, проблемы, которые Фрейд пытается излечить – это следствие ложного эго. Когда мы понимаем нашу истинную позицию, пылающий огонь материального существования тут же гаснет. Фрейд описывает это пылающее пламя и пытается вылечить людей, горящих в этом пламени. Но может ли быть счастлив человек, когда вокруг него все горит? Необходимо либо потушить пламя, либо же сам человек должен быть вынесен из огня. И только тогда он обретет счастье.
Я вспоминаю, как в Индии несколько лет назад в суде разбиралось дело человека, обвинявшегося в убийстве. Был вызван психиатр, чтобы дать заключение, был ли человек психически здоров в момент совершения убийства. Психиатр сказал: «Я обследовал многих людей и пришел к выводу. Что все в той или иной степени сумасшедшие. Если его невиновность зависит от того, является ли он нормальным или нет, я бы сказал, что его следует простить, но, насколько мне известно, все более или менее безумны». Мы придерживаемся того же взгляда. Любой, кто заражен этой материальной природой, более или менее безумен. Когда живая сущность надевает на себя материальное тело, она сходит с ума. Поэтому все говорят по-разному.
Шйамасундара даса: Фрейд полагает, что боли и травмы, которые мы испытываем, часто подавляемы беспамятством, лежат в глубинах нашего подсознания. Вспоминая их, мы можем преодолеть неврозы, которые они вызывают.
Шрила Прабхупада: Наш метод иной. Когда вы даете человеку лучшую вещь, он забывает о худших.
ВИШАЙА ВИНИВАРТАНТЕ
НИРАХАРАСЙА ДЕХИНАХ
РАСА-ВАРДЖАМ РАСО ПЙ АСЙА
ПАРАМ ДРИШТВА НИВАРТАТЕ
«Воплощенная душа может воздержаться от чувственных удовольствий, хотя вкус к объектам чувств остается. Но, прекращая подобную деятельность, испытав вкус высший, она утверждается в сознании» (Бг.2.59). Страх возникает, когда мы не находимся в сознании Кришны. Он характерен для обусловленной души. Как только мы становимся сознающими Кришну, наши страхи и тревоги автоматически исчезают.
НАРАЙАНА-ПАРАХ САРВЕ
НА КУТАШЧАНА БИБХЙАТИ
СВАРГАПАВАРГА-НАРАКЕШВ
АТИ ТУЛЙАРТХА-ДАРШИНАХ
«Преданные, занятые исключительно преданным служением Верховной Личности Бога, Нарайане, не боятся никаких условий жизни. Райские ли планеты, освобождение или адские планеты, - им все равно, ибо таких преданных интересуют лишь служение Господу» (Бхаг. 6.17.28). Когда мы осознаем Бога, мы ничего не боимся. Несмотря на то, что демонический отец Прахлада Махараджи угрожал ему смертью и всячески создавал ему ужасные условия. Прахлада оставался спокоен и умиротворен. В самом деле, отец спросил у него: «Прахлада, почему ты столь бесстрашен и не роняешь своего достоинства, когда я пытаюсь наказать тебя?» Прахлада ответил: «Меня оберегает тот же, кто дает тебе твои силы». Забывать о боли, которую мы испытали, само по себе неестественно. Люди забывают это, потому, что их не учат как следует. От того, что вы забудете о своих болях, не будет никакой пользы. Когда мы сознаем Кришну, мы не боимся помнить о них. Мы очень благодарим Кришну и говорим: «Кришна, Ты так добр, что спас меня из стольких ужасных ситуаций. Теперь я уверен, что чист и полагаюсь только на Тебя». Сознающий Кришну человек не страшится ничего из пережитого. Наоборот, он смеется над всем этим, думая: «Какой же я глупец был, боясь всего этого!»
Шйамасундара даса: Фрейд не считал, что забвение неестественно. Он утверждал, что забывать боль – естественный наш инстинкт.
Шрила Прабхупада: Да, это так. Например, в утробе матери вы находитесь в крайне мучительном состоянии. Но сейчас вы забыли то, что испытывали, и эта забывчивость, разумеется, естественна. Не подлежит сомнению то, что вы были заключены в утробу матери. Но вы не можете этого вспомнить. Подумав об этом, можно понять, как все это было ужасно. Шастры утверждают, что даже если вы забыли об этом, это вас не миновало. И вас ожидают подобные мучительные испытания.
Шйамасундара даса: Фрейд утверждает, что тревоги и напряженность вызываются примитивными инстинктами ида, которые всегда вынуждают нас действовать вопреки рациональному нравственному эго и сверхэго.
Шрила Прабхупада: Тревоги останутся до тех пор, пока вы находитесь в материальных условиях. В обусловленной жизни невозможно избавиться от тревог.
Шйамасундара даса: Потому что мы постоянно чего-то желаем и испытываем разочарование?
Шрила Прабхупада: Разочарование должно быть, потому что вы желаете не то, что нужно. Вы хотите того, что непостоянно, и это вызывает беспокойства. Мы желаем жить вечно, но получили временное материальное тело. Следовательно, о вечно жизни не может быть и речи. И мы пребываем в постоянных тревогах, потому что боимся грядущей смерти. Мы боимся смерти и разрушения тела, и это основная причина наших тревог. Беспокойства проявляются потому, что мы приняли нечто, что не существует, нечто временное.
Шйамасундара даса: Эго принимает меры защиты против этих тревог, порождаемых идом. Эго в целях самосохранения подавляет любое сильное желание.
Шрила Прабхупада: Тут всегда будет подавление. Если мы больны и врач советует нам не есть твердой пищи, мы вынуждены подавить свой аппетит. В системе брахмачарйа, брахмачари подавляет свое сексуальное желание. Это называется тапасйа, добровольное подавление. Безусловно, это очень трудно, не занимаясь более подходящей деятельностью. Поэтому, как я уже говорил, мы должны заменить деятельность низшего порядка более возвышенной. Когда вы пленитесь видом прекрасной формы Кришны, вам, естественно, более не захочется смотреть на прекрасную форму молодой женщины.
Шйамасундара даса: Буддисты говорят не только о подавлении желаний, но об их угасании.
Шрила Прабхупада: Мы не считаем это правильным. Желания остаются всегда, и иногда мы должны их подавлять. Мой Гуру Махараджа часто говорит, что, проснувшись, перво-наперво следует сто раз побить свой ум башмаком, а вечером перед сном сто раз побить его помелом. Тем самым вы сумеете контролировать свой ум. Диких тигров нужно контролировать подавлением, но если они уже под контролем, подавление ни к чему. Тогда вы можете играть с тиграми, и они будут вашими друзьями. Таким образом, подавление – это не всегда плохо.
Хайагрива даса: Фрейд считал, что подавление сексуального желания вредно, но сублимация часто может быть благотворна. Он не выступал за полную сексуальную свободу; правильнее будет сказать, что он предлагал вместо попыток погасить сексуальное возбуждение направить его в иное русло, скажем в художественное творчество или в определенную науку.
Шрила Прабхупада: Это значит отвлечь свое внимание, и это рекомендуется в ведической культуре для брахмачари. Если нам преподают Кришну с самого начала жизни, мы позабудем о сексе. Даже если взрослый человек серьезно примет сознание Кришны, он также сможет забыть о сексе. Это испытал Йамуначарйа: йадарадхи мама четах кришна-падаравинде. «С тех пор, как я занялся служением Кришне, всякий раз при мысли о сексе я сплевываю». Если мы будем бесконтрольно предаваться сексуальным удовольствиям, то в конечном итоге превратимся в импотентов. Так наказывает природа. Сексуальный импульс нельзя подавить искусственно, для этого есть верный метод обучения.
Хайагрива даса: Фрейд полагал, что сексуальное стремление невозможно истребить, а если попытаться это сделать, оно проявится в нежелательном неврозе.
Шрила Прабхупада: Он не знал о методе обучения сознания Кришны. В соответствии с нашей философией, покуда у нас остается склонность к сексу, мы вынуждены будем принимать материальные тела, запутываться в страданиях материальной жизни. Однако, есть такая вещь, как духовная жизнь, и если мы получаем духовное воспитание, материальные желания не будут нам докучать.
Хайагрива даса: Исследуя сферу детской сексуальности, Фрейд выявил определенную сексуальную природу на ранних этапах детства человека. Он пришел к выводу, что сексуальная активность в детстве – норма, и это привело его к заключению «… при нормальной сексуальной жизни неврозы невозможны».
Шрила Прабхупада: Все зависит от воспитания ребенка. Если ребенка воспитывают как брахмачари, у него не будет склонности к сексу. Иногда отец наслаждается сексом в присутствии своих детей, и дети подражают ему. Склонность к подражанию, особенно своим родителям, в природе ребенка. В ведической цивилизации, ребенок, достигший четырех-пяти лет, отправляется в гуру-кулу, где он проходит строгое обучение. Там он почти забывает о сексуальной жизни. Но, когда он становится юношей, у него может проявиться некоторая естественная склонность к сексу, и в этом случае гуру предлагает ему вступить в брак. С другой стороны, если он может в совершенстве контролировать свои сексуальные склонности, он может стать саннйаси. Например, мой гуру Махараджа не был женат. Все это вопрос образования.
Шйамасундара даса: Фрейд считал, что большая часть наших нынешних бессознательных желаний и внутренних конфликтов коренится в этом младенческом опыте.
Шрила Прабхупада: Может быть, но вы же не собираетесь вновь становится младенцем. Так почему не позабыть обо всем этом? После этой жизни вы вновь будете помещены во чрево другой матери, и весь этот опыт повторится снова. Поэтому долг гуру и родителей – спасти живую сущность от нового рождения.
ГУРУР НА СА СЙАТ СВА-ДЖАНО НА СА СЙАТ
ПИТА НА СА СЙАДЖ ДЖАНАНИ НА СА СЙАТ
ДАИВАМ НА ТАТ СЙАН НА ПАТИШ ЧА СА СЙАН
НА МОЧАЙЕД ЙАХ САМУПЕТА-МРИТЙУМ
«Кто не может освободить зависящих от него людей от повторяющихся рождений и смертей, тот никогда не должен становится духовным учителем, отцом, мужем, матерью или почитаемым полубогом». Джанма-мритйу-джара-вйадхи. Во время смерти мы вновь испытываем все эти ужасы. Мы вновь должны будем войти во чрево, топиться там и пройти муки рождения. Забыли мы об этих испытаниях или нет, мы вновь и вновь должны будем подвергаться им, если не станем сознающими Кришну.
Шйамасундара даса: Фрейд считал, что большая часть наших проблем, сексуальных по своей природе, может быть разрешена вспоминанием болезненного опыта и объективным его анализом.
Шрила Прабхупада: Мы должны уяснить, почему существует эта проблема секса. Если мы потерпим небольшое ощущение зуда, мы убережемся от большой боли. Йан маитхнади-грихамедхи-сукхам хи туччхам кандуйанена карайор ива духкха-духкхам. «Половая жизнь сравнивается с чесанием двух ладоней в надежде облегчить зуд. Грихамедхи, домохозяева, не имеющие духовного знания, считают это чесание основой величайшего счастья, хотя на самом деле это источник бед» (Бхаг. 2.7. 9.45). Когда обычные люди чрезмерно привязаны к материалистической жизни, их единственным счастьем являются половые отношения. Шастры гласят, что счастье, испытываемое от полового общения, очень и очень ничтожно. На самом деле, это даже не счастье. В лучшем случае это можно считать счастьем десятого сорта. Поскольку у людей нет понятия о счастье сознания Кришны, они думают, что секс – это величайшее счастье. Но если мы проанализируем, мы поймем, что же это за счастье? Когда у нас зуд, мы расчесываем зудящее место и ощущаем при этом некоторое удовольствие, но потом удовольствие проходит, а последствия ужасны. Зуд становится все сильнее. Шастры сообщают нам, что если мы просто постараемся потерпеть это чувство зуда, мы убережемся от гораздо больших мук. И это возможно, если мы практикуем это сознание Кришны.
Шйамасундара даса: Фрейд полагал, что источник всех неврозов, расстройств, тревог и разочарований – это и есть то подавление.
Шрила Прабхупада: А я говорю, что причиной всего этого является секс. Но мы не призываем к его подавлению. Мы предоставляем возможности для него в форме жены. Сексуальное возбуждение должно быть направленно на жену.
Шйамасундара даса: Но Фрейд настаивал на том, что сексуальное побуждение присутствует с самого начала жизни.
Шрила Прабхупада: Мы тоже признаем это. Мы говорим, что как только живое существо воплощается, оно начинает испытывать голод и сексуальное желание. Почему? Ахара-нидра-вйавайах. Эти стремления обнаруживаются даже у животных. Это побуждение уже имеется. Какой толк философствовать об этом?
Шйамасундара даса: С помощью психоанализа можно высвободить задавленные эмоции и облегчить боль от нервного потрясения, вспоминая о нем и исповедуясь.
Шрила Прабхупада: Но где гарантия того, что вы не получите новое потрясение? Живая сущность получает потрясение за потрясением. Вы пытаетесь вылечить ее от одного, а она получает другое. На самом деле материальная жизнь мучительна. Как только вы получаете материальное тело, вы вынуждены испытывать троякие мучения. Все ищут счастье, но пока не окончена материалистическая жизнь, пока мы не положили конец рождению, старости, болезням и смерти, о счастье не может быть и речи. Материалистическая жизнь – это болезнь, и ведическая цивилизация пытается исцелить от этой болезни. Мы планируем полное исцеление, чтобы больше не было никаких потрясений. Если вы пребываете в истинном сознании Кришны, то даже самые страшные беды не нарушат ваш покой. Вы не будете испытывать никаких потрясений. Фрейд старался исцелить своих пациентов от последствий потрясений, нанесенных им в прошлом, но можно ли гарантировать, что такие потрясения не повторятся снова? Вернее всего, живая сущность будет получать новые и новые потрясения.
ДАИВИ ХИ ЕЩА ГУНАМАЙИ
МАМА МАЙА ДУРАТЙАЙА
МАМ ЕВА ЙЕ ПРАПАДЙАНТЕ
МАЙАМ ЕТАМ ТАРАНТИ ТЕ
«Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех модусов материальной природы. Но тот, кто предался Мне, может легко переступить через нее» (Бг. 7.14). Пока мы пытаемся решить одну проблему, приходит следующая, а за ней еще одна. Если же мы в сознании Кришны – у нас больше нет потрясений.
Шйамасундара даса: Фрейд полагал, что на нашу личность большое влияние оказывает наш младенческий и детский сексуальный опыт.
Шрила Прабхупада: И поэтому мы пытаемся воспитать наших мальчиков как брахмачари. Конечно, склонность к сексу существует, но, практикуя брахмачари, отвлекая внимание на Кришну, мы сводим к минимуму возможность будущих потрясений. Если бы ведической системе следовало все человеческое общество, больше не было бы потрясений.
Хайагрива даса: Фрейд также связывал инфантилизм с религиозным импульсом. Он писал: «Психоанализ, который уже научил нас обнаруживать близкую связь между комплексом отца и верой в Бога. Продемонстрировал нам. Что личный Бог – это в психологическом отношении не что иное, как возвеличенный отец… Юноши утрачивают религиозную веру, как только их глазах отец утрачивает свой авторитет». Таким образом, Фрейд видит в Боге фигуру отца, возникшую из беспомощности, испытываемой маленьким ребенком.
Шрила Прабхупада: Но как маленький ребенок может изобрести своего отца? Разве он не родился от отца? Как может быть отвергнута сама идея его отца? Как человек может появиться на свет без отца? Даже у Фрейда были и отец, и дед, и прадед и так далее. Мы говорим о Боге, как о первом отце, потому что за Ним уже никто не стоит.
Хайагрива даса: И все же Фрейд считает веру в Бога проявлением инфантильности. В своей работе «Будущее иллюзии» он пишет: «Человек не может вечно оставаться младенцем; в конце концов, он должен отважиться вступить во враждебный ему мир». Вместо того чтобы продолжать обитать в детских яслях, человеку следует избавиться от психического костыля религии.
Шрила Прабхупада: А что он определяет, как детство? Каждый должен быть ребенком. И у каждого должен быть отец. Так же, как мы не можем отрицать биологического отца. Мы не можем отрицать изначального Высшего Отца.
Хайагрива даса: Он отрицает не биологических отцов и идею Высшего Отца, которая, как он считал, возникает из-за беспомощности человека в младенчестве.
Шрила Прабхупада: Мы всегда беспомощны, поскольку в материальной жизни всегда существуют тройственные страдания. Всегда будут страдания, причиняемые телом и умом, страдания, причиняемые другими живыми сущностями и стихийными бедствиями.
Вдобавок к этому, есть еще рождение, старость, болезни и смерть. Только глупец или негодяй, вопреки всему, надеются преодолеть все эти трудности, строя несбыточные планы. Какие бы планы мы ни строили, природа столь сильна, что ударом смерти разобьет наши планы вдребезги. Вопреки всему, человек надеется устроить такой порядок вещей, чтобы он мог быть счастлив в этом мире, но это глупость. Человек беспомощен на каждом шагу.
Хайагрива даса: Фрейд считал, что вера в Бога-отца столь «… явно ребячески наивна и столь несовместима с реальностью, что ни одни человек, дружески расположенный к человечеству, не может без боли думать о том, что подавляющее большинство смертных никогда не будет способно подняться над этим взглядом на жизнь».
Шрила Прабхупада: А что для него реальность? Вера в Бога может казаться ему ребячеством, но кто он, как не ребенок? Он тоже строит планы, а это само по себе уже ребячество. Разве он не больше, чем дитя? Может ли он предложить окончательное решение, которое избавит человека от беспомощности?
Хайагрива даса: Ну, лично он надеялся, что психоанализ даст такой ответ.
Шрила Прабхупада: Как обычный человек может понять психоанализ? Истина в том, что существует верховный контролирующий, присутствующий всюду. Психоанализ следовало бы начать с этого. Почему он отрицает этот факт?
Хайагрива даса: Он искренне верил, что процесс созревания непременно избавит человека от религии. Он пишет: «Если попытаться отвести место религии в эволюции человека, она окажется не столь уж велика, чтобы считаться долговременным приобретением. Она присутствует параллельно с неврозами, через которые должен пройти цивилизованный человек на своем пути от детства к зрелости».
Шрила Прабхупада: Он пришел к такому выводу, потому что ему попадалось очень много сентиментальных религий, но прежде всего он должен понять, что такое настоящая религия. Религия невозможна без понимания Бога, и религия без Бога поистине не может быть названа религией. Согласно ведической системе, религия относится к повелениям Бога, поэтому если у нас нет понятия о Боге, мы не можем утверждать, что у нас есть религия. Если мы не знаем Бога и Его природу, откуда можем мы знать, что Он повелевает?
Хайагрива даса: Неоднократно было замечено – первым это сделал Юнг, что Фрейд старался подавить в себе религиозные чувства. Однажды в письме он сделал следующее признание: «Я не могу избавиться от известных материалистических предубеждений и переношу их в свои исследования оккультного».
Шрила Прабхупада: Религия не оккультна и не туманна. Но, конечно, для неразумного человека, у которого нет понятия ни о Боге, ни о религии все представляется очень туманным.
Хайагрива даса: В том же письме Фрейд продолжает: «Таким образом, я совершенно неспособен рассматривать «сохранение личности» после смерти, даже как чисто научную возможность… Поэтому я думаю, мне и впредь лучше ограничиваться психоанализом».
Шрила Прабхупада: Но если он не способен понять вечность души, он не может достичь совершенства в психоанализе. Даже на протяжении одной жизни мы можем видеть, как тело меняется в то время, как душа остается той же самой. Мы проходим через изменения детства, юности, зрелости, среднего возраста и старости, но душа, личность, при этом всегда остается.
Хайагрива даса: В своей работе «Вне принципа наслаждения» Фрейд выводит теорию об инстинкте смерти. Сравнивая детское пристрастие повторять определенное действие, которое доставляет удовольствие, со склонностью воссоздавать прошлый порядок дел, он заключает, что если бы инстинкты были устремлены в прошлое, то они бы непременно стремились возвратиться к «дородовому состоянию». Именно это желание «вернуться в утробу заставило Фрейда написать: «Цель жизни – смерть». Для него смерть- это прекращение страданий.
Шрила Прабхупада: Если это так, то почему люди боятся смерти? Почему люди идут к врачу, напуганные какой-либо болезнью? Если смерть – это окончательное счастье, почему люди стараются избежать ее?
Хайагрива даса: Однажды, после спора с Юнгом, Фрейд потерял сознание, и его первыми словами после того, как он пришел в себя, было: «Как сладостно, должно быть, умереть!»
Шрила Прабхупада: Какие же это удовольствия человек извлекает из своей смерти? Что за удовольствие в угасании? Это удовольствие камня.
Хайагрива даса: Что ж, он действительно говорил о возвращении в «покой неограниченного мира».
Шрила Прабхупада: Тогда зачем докучать своим философствованием или психоанализом?
Просто соверши самоубийство и уподобься камню. Затратить столько времени? Если лучше умереть, тогда превратись в камень и будь счастлив. Если конечное счастье – угасание, к чему писать столько книг?
Хайагрива даса: Фрейд считал, что спокойствие, которое приходит после совершения полового акта, очень похоже на смерть, потому что желания угасли. Поэтому после полового акта человека часто охватывает сон. В этом смысле погоня за наслаждениями ведет к угасанию.
Шрила Прабхупада: Если это является целью жизни, мы должны молить Бога сделать нас собаками и свиньями, потому что эти животные имеют очень хорошие возможности для половой жизни. Они тоже считают, что секс – конечная цель, а после этого засыпают.
РИШАБХА УВАЧА
НАЙАМ ДЕХО ДЕХА-БХАДЖАМ НРИЛОКЕ
КАШТАН КАМАН АРХАТЕ ВИД-БХУДЖАМ ЙЕ
ТАПО ДИВЙАМ ПУТРАКА ЙЕНА САТТВАМ
ШУДДХЙЕД ЙАСМАД БРАХМА-САУКХЙАМ ТВ АНАНТАМ
«Господь Ришабха сказал своим сыновьям: «Мои дорогие мальчики, из всех живых сущностей, принявших материальные тела в этом мире, тот, кому в награду досталась эта человеческая форма, не должен тяжко трудиться дни и ночи напролет только ради чувственного удовлетворения, которое доступно даже собакам и свиньям, поедающим испражнения. Следует налагать на себя покаяния и аскезы, дабы достичь божественного состояния преданного служения. Занимаясь этим, человек очищает свое сердце и, достигнув этого состояния, обретает вечную блаженную жизнь, трансцендентную к материальному счастью, которая не прекращается никогда» (Бхаг. 5.5.1). Человеческая жизнь предназначена для тапасйи, для того, чтобы покончить с сексом. Это процесс брахмачарйи.
Шйамасундара даса: По Фрейду, сексуальная энергия, или либидо, проявляется не только в половых отношениях. Она сопровождается широким спектром приятных ощущений, связанных с деятельностью тела. Включая наслаждения рта и различных органов.
Шрила Прабхупада: Мы уже говорили, что единственным счастьем в этом материальном мире считается сексуальное счастье. Йан мантхунади (Бхаг.7.9.45). Слово ади значит «основной принцип», которым в материальном мире является секс. Что такое материальное счастье? Это наслаждение этой жизнью с друзьями и семьей. Но какого рода это удовольствие? Оно подобно капле воды в пустыне. На самом деле мы ищем безграничного наслаждения – анандамайо бхийасат. Как может эта капля воды в пустыне, эти материалистические наслаждения удовлетворить нас? Никто неудовлетворен, хотя люди вступают в половые связи очень многими способами. Сейчас молоденькие девушки ходят почти голыми, и число женщин всюду растет. Как только увеличивается количество женщин, они говорят: «Где же мужчины?» И тогда бедствие неминуемо, потому что каждая женщина старается привлечь мужчину, а мужчины пользуются этим. Когда молоко доступно на рынке, что проку держать корову? И чем больше мужчина становится привязан к женщине, тем больше увеличивается число женщин.
Шйамасундара даса: Как это?
Шрила Прабхупада: Чем чаще вступают в половые отношения, тем меньше становится сил зачать мальчика. Когда у мужчины слабая потенция, рождается девочка. А когда у мужчины сильная потенция рождается мальчик. Если выделения у мужчины более обильны, родится мальчик. А если более обильны выделения женщины, родится девочка. Когда женщины легкодоступны, мужчины становятся слабы и зачинают девочек, потому что утрачивают свою силу из-за чрезмерной распущенности. Иногда они даже превращаются в импотентов. Если вы не ограничиваете свою половую жизнь, вас ждут многие неприятности. Йамуначарйа говорит:
ЙАДАВАДХИ МАМА ЧЕТАХ КРИШНА-ПАДАРАВИНДЕ
НАВА-НАВА-РАСА-ДХАМАНУДЙАТА РАНТУМ АСИТ
ТАПАВАДХИ БАТА НАРИ-САНГАМЕ СМАРАЙАМАНЕ
БХАВАТИ МУКХА-ВИКАРАХ СУШТУ НИШТХИ ВАНАМ ЧА
«С тех пор, как я занялся трансцендентным любовным служением Кришне, обретя в Нем
вечную радость, всякий раз, когда я думаю о сексуальном удовольствии, я сплевываю при этой мысли, и губы мои кривятся от отвращения».
Шйамасундара даса: Фрейд счел бы это формой подавления.
Шрила Прабхупада: Его понятие о подавлении отличается от нашего. Наше подавление заключается в том, что мы просыпаемся рано утром, идем на мангала-аратик, повторяем Харе Кришна маха-мантру и занимаемся преданным служением. Таким образом, мы подавляем материальные склонности.
Шйамасундара даса: Иначе говоря, это сознательное подавление, обоснованное знанием.
Шрила Прабхупада: Настоящее знание придет позднее. Вначале мы повинуемся духовному учителю. Благодаря этому, в нас не развиваются привычки к нежелательной деятельности.
Шйамасундара даса: И все же, вспоминая наши травмы и потрясения, мы зачастую можем снять внутреннее напряжение, исправить расстройства своей личности. Это подтверждает психоанализ.
Шрила Прабхупада: Может быть, но когда семя прорастает и развивается в дерево, его уже невозможно исправить. Семени больше нет. Оно превратилось в дерево. Фрейд может быть способен отыскать причину, но знает ли он лекарство? Наше лекарство – переключить внимание на Кришну. Познав Кришну, мы автоматически забываем все свои проблемы. Кришна есть панацея от всех болезней.
Шйамасундара даса: Фрейд исследовал также явление проецирования, то есть когда человек приписывает другим свою личность. Скажем, человек относится к другим, как к ворам, потому что сам вор.
Шрила Прабхупада: Мы согласны с этим. Атмана манйате джагат. Каждый судит о других по себе.
Шйамасундара даса: Фрейд считал также, что дети действуют таким образом, чтобы завоевать любовь и привязанность своих родителей.
Шрила Прабхупада: Дети подражают. В Агре я видел двух- и трехлетних детей, пытавшихся подражать половым сношениям своих родителей. Они ничего не знали о сексуальном удовольствии, но подражали тому, что видели. Дети не знают смысла вещей, но подражают своим родителям. Личность ребенка развивается не по какой-то твердо установленной схеме. Вы можете вылепить из ребенка все, что угодно. Дети подобны мягкому тесту, и из них можно сделать все, что пожелаешь. Единственное, что для этого требуется, это поместить их в какую-то форму. Большая часть неврозов, о которых говорит Фрейд, незнакома семьям Индии. Если у ребенка будет хорошее общение, он будет поступать правильно, а если его общение будет плохим, то поступать он будет дурно. В этом смысле дети не имеют независимости.
Шйамасундара даса: Фрейд считал, что наше поведение может быть понять только с учетом всей истории нашей жизни.
Шрила Прабхупада: Это так. Поэтому в нашей ведической системе мужу и жене запрещается говорить о сексе даже в шутку в присутствии маленького ребенка, потому что ребенок может не понять. Если дети знают о половых сношениях, то только потому, что научились этому от своих родителей.
Хайагрива даса: Хотя Фрейд, как правило, избегал касаться самого предмета религии, он иногда вставал на позиции агностика. Он пишет: «Мы не можем судить об истинной ценности большинства религий; они не могут быть показаны в той же мере, что и опровергнуты».
Шрила Прабхупада: Прежде всего он не знает, что такое религия. Как мы говорили, религия означает повеления, данные Богом. Если у нас нет представления о Боге, как мы можем знать хоть что-то о повелениях Бога? Он был знаком лишь с псевдорелигиями, которые Шримад-Бхагаватам называет каитава – мошенническими религиями. Настоящая религия – это закон. Точно так же, как нельзя, сидя дома, выдумывать свои законы, нельзя выдумывать и религию.
Хайагрива даса: Далее Фрейд пишет: «Тайны мироздания чрезвычайно медленно открываются нам. На многие вопросы наука еще не может дать ответов, но научная деятельность – единственный путь познания внешней реальности… Нет, наука – это не иллюзия. Иллюзией было бы считать, что мы можем взять где-то в другом месте то, что она не способна дать нам».
Шрила Прабхупада: Прежде всего, мы должны узнать, что такое объект познания. Слово «веда» значит «знание», а «анта» - «конечный». Пока вы не придете к конечному пункту знания или Веданте, ваше знание несовершенно или недостаточно. Конечный объект познания – Бог, и если мы не можем определить Бога или объяснить Его природу, мы не достигли конечной цели знания. Бог – это несомненный факт, но у нас, к сожалению, нет ясного понятия о Нем. Это значит, что наше знание не достигло конечной цели, то есть оно несовершенно. Если знание философа или ученого несовершенно, чего оно стоит? В соответствии с ведическим методом, мы получаем свое знание от совершенного лица, Кришны, Верховной Личности Бога.
Хайагрива даса: Что же касается истоков религий, Фрейд пишет об этом так: «Задача определить, что предписывает нам Сам Бог, а что, по всей вероятности, исходит от авторитета всемогущего парламента или предписано вердиктом верховного суда, сама по себе очень деликатна, и было бы несомненной пользой, если бы мы вовсе оставили вопрос о Боге и честно признали чисто человеческое происхождение законов культуры и институтов».
Шрила Прабхупада: Бог ни от кого не получает Свою власть. Как утверждается в начале Шримад-Бхагаватам: Джанмадй асйа йато нвайад итараташ чартхешв абхиджнах сва-рат (Бхаг. 1.1.1). Всевышний Бог, Абсолютная Истина, знает все в мельчайших подробностях. Слово абхиджна значит «полная осведомленность». Что значит, что Бог обладает полным знанием? От кого Он получил это знание? Ответ таков: сва-рат. Он не получил его ни от кого. Он абсолютно независим. Если Бог должен был бы получить знание от г-на Фрейда, Он не был бы Богом. Бог – единственная абсолютно независимая личность.
НА ТАСЙА КАЙАМ КАРАНАМ ЧА ВИДЙАТЕ
НА ТАТ-САМАШ ЧАБХЙАДХИКАШ ЧА ДРИШЙАТЕ
ПАРАСЙА ШАКТИР ВИБИДХАИВА ШРУЙАТЕ
СВА-БХАВИКА ДЖНАНА-БАЛА-КРИЙА ЧА
«Он не обладает телесной формой, подобной форме обычной живой сущности. Нет разницы между Его телом и Его душой. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны. Любое из Его чувств может выполнять деятельность любого другого. Поэтому нет никого, кто был бы более велик, чем Он, или даже равен Ему. Его потенции многообразны, и таким образом, его деяния совершаются сами собой, своим чередом в естественной последовательности» (Шветашватара Упанишад 6.7-8). Бог всесовершенен по Своей природе, и Ему не нужно прибегать к какому-то методу, чтобы стать совершенным. Любой, кто старается стать совершенным – не Бог. Когда Кришне было всего три месяца от роду, Он смог убить большого гиганта Путану. Его потенции проявляются сами собой, независимо от того, выглядит Он как дитя или как юноша. В наши дни так называемые йоги пытаются стать Богом посредством медитации, но Кришне не нужно было медитировать. Если Бог всегда Бог, Ему не нужно ничему ни у кого учиться. В этом истинный смысл независимости. Если мы хотим узнать что-нибудь о Боге, нам следует получить знание либо непосредственно от Него, либо от лица, которое Его знает. В Бхагавад-гите дается следующее указание:
ТАД ВИДДХИ ПРАНИПАТЕНА
ПАНИПРАШНЕНА СЕВАЙА
УПАДЕКШЙАНТИ ТЕ ДЖНАНАМ
ДЖНАНИНАС ТАТТВА-ДАРШИНАХ
«Лишь попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и оказывай служение ему. Осознавшая себя душа способна дать тебе знание, ибо она видела истину» (Бг.4.34). Слово таттва-даршинах обозначает того, кто действительно знает о Боге. Узнавать о Боге необходимо у того, кто воочию видел Его. Например, Арджуна разговаривал с Богом на поле битвы Курукшетра. Если мы желаем понять Бога, нам нужно поступать так, как Арджуна. В чем состояло понимание Арджуны? Это содержится в Десятой Главе Бхагавад-гиты:
ПАРАМ БРАХМА ПАРАМ ДХАМА
ПАВИТРАМ ПАРАМАМ БХАВАН
ПУРУШАМ ШАШВАТАМ ДИВЙАМ
АДИ-ДЕВАМ АДЖАМ ВИБХУМ

АХУС ТВАМ РИШАЙАХ САРВЕ
ДЕВАРИШИБ НАРАДАС ТАТХА
АСИТО ДЕВАЛО ВЙАСАХ
СВАЙАМ ЧАИВА БРАВИШИ МЕ
« Ты – Верховный Брахман, конечная высшая обитель, и тот, кто очищает, Абсолютная Истина и вечная божественная личность. Ты – извечный Бог, трансцендентный и изначальный, Ты – нерожденный и всепроникающая красота. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вйаса, провозглашают эту истину о Тебе, и теперь Ты Сам объявляешь мне это» (Бг. 10. 12-13).
Хайагрива даса: Касаясь вопроса религиозного воспитания в раннем возрасте, Фрейд пишет: «Пока человек в свои ранние годы испытывает влияние религиозного мыслеподавления или иной, низшей формы подавления, производного от первого, или же сексуального подавления, мы не сможем сказать, каков он на самом деле». Фрейд твердо верил, что раннее религиозное воспитание нарушает естественный ход развития человека.
Шрила Прабхупада: Что плохого в том, чтобы сообщать ребенку о существовании Верховного Существа, контролирующего весь космический порядок? Что, Фрейд был против образования?
Хайагрива даса: Он считал, что детям не следует внушать принципы с помощью религиозного «мыслеподавления».
Шрила Прабхупада: Но должна же быть какая-то форма образования, и самое важное – это духовное образование. Единственное дело в человеческой ж