Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita
Guest |
/ #24112011-12-18 17:48http://www.sambandha.ru/lev_tolstoy_krishna_01/ Лев Николаевич Толстой и Веды. Путь к абсолютной истине (часть 1) августа 25, 2011 Всё учение и вся жизнь Кришны есть только любовь. Кришна не принимает ничего, кроме любви, действует только любовью, дышит только ею и говорит только ею (Л.Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 40, с.435) Рано или поздно каждый разумный человек задает себе вопрос о смысле жизни, и если он честен с собой, если он искренен и не склонен к отвратительной греховной деятельности - сам Бог поможет ему найти нужный путь в жизни. Давайте же с вами пройдем дорогой одного из самых известных писателей нашей страны - дорогой Льва Николаевича Толстого и посмотрим, куда и к чему привели его поиски абсолютной истины. В ходе истории жизни Л.Н. Толстого все мы сможем намного глубже взглянуть на высочайший авторитет Вед. Этой статьёй мы начинаем публикации из книги Джаянанда даса - Толстой и веды, из которой все читатели смогут извлечь массу полезного материала. Часть 1. Непосредственное знакомство Л.Н. Толстого с Ведами На рубеже XIX-XX веков в старообрядческой среде России распространились слухи, что Толстой якобы побывал в Беловодии - мифической стране, где хранятся неискаженными догматы и обряды истинного христианства. Описание Беловодского царства очень напоминает ведические повествования о живущих в Гималаях мудрецах, недоступных взору простого смертного и передающих вечное знание лишь избранным. Хотя Толстой не был в Гималаях, ведические идеи, проявившиеся в его жизни и творчестве, все же пришли к нему иными путями, самый очевидный из которых - непосредственное знакомство с ведическими текстами древней Индии. Слова “Индия”, “Веды”, “санскрит”, “брамин” были типичными для лексикона Толстого. Вот лишь несколько примеров: “ИНДИЙСКИЕ храмы всем понятны”(1-53,с.112); ”Теперешние произведения искусства так же непонятны народу, как если бы они были писаны по-САНСКРИТСКИ”(6,с.172); “О смысле жизни учили несколько тысяч лет величайшие, гениальнейшие люди, начиная от БРАМИНОв…”(9,с.235). В 1894 году на приглашение немецкого театрального критика Оскара Блюменталя посетить Берлин, Толстой отказался: “Я разделяю мнение ИНДИЙСКОГО МУДРЕЦА, приведшего в числе семи смертных грехов также и путешествия без необходимости”(14,с.74). Седьмого февраля 1910 года, высказав удивление тому, как помощнику машиниста Шмелькову, жившему в чрезвычайно неблагоприятной для духовного развития среде, все же удалось проникнуться возвышенными стремлениями, писатель добавил: “Невольно вспоминается ИНДИЙСКАЯ поговорка о ложке, которая не знает вкуса той пищи, которая в ней находится”(9,с.87). Хорошо известный окружающим интерес Толстого к Индии и ее философскому наследию служил даже предметом безобидных шуток. Шестого октября 1856 года А.В.Дружинин писал Толстому: “Иногда Вы готовы сказать: “У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по ИНДИИ” (2-1,с.416). В 1902 году дочь Маша на вопрос посетителя о состоянии здоровья Льва Николаевича ответила: “В последнее время прибавил в теле, а то совсем был `голодный ИНДУС’”(22,с.253). В какой-то степени заинтересованность Толстого Индией явилась следствием общего интереса российского общества к жизни страны древней мудрости, что отражено и в произведениях писателя: в “Анне Карениной” упомянут некий сэр Джон, который “рассказывал про ИНДЕЙСКУЮ жизнь очень интересно”(2-8,с.153);” был интересен своими рассказами об Америке, ИНДИИ” похожий англичанин в ”Воскресении”(2-13,с.440). Взаимный интерес двух великих народов имеет глубокие внутренние причины, не зависящие от геополитических реалий, экономических и культурных потребностей. И русский, и индийский тип национального характера отличает от меркантильного прагматизма Запада неудержимое стремление к духовным горизонтам. Толстой подчеркивал, что “это не есть плачевная слабость одного периода русской жизни или даже вообще русского человека, а это громадная, новая, непонятная Европе, понятная ИНДЕЙЦУ сила”(2-18,с.772). Европейское высокомерие и презрение к Востоку не имеет под собой оснований: “У них [индусов] есть теперь все, что есть у нас; но зато у нас нет того, что есть у них” (12,с.126). Исследователи не раз отмечали интерес Толстого к духовному фундаменту древнеиндийской цивилизации - Ведам. В частности, А.И.Шифман писал: “Внимание русских писателей издавна привлекали древнеиндийская литература и народный эпос. Не прошел мимо них и Лев Толстой”(29,с.200). Сохранилось немало документальных свидетельств, подтверждающих знакомство Толстого с ведической литературой. Девятого января 1873 года он внес в свою записную книжку перечень книг, которые планировал прочесть: Г.Персельвиль, “Страна Вед”; Д.А.Дюбуа, “Описание характера, поведения и обычаев народов Индии”; Джон Кэй, “История прогресса в Индии”; Х.Т.Кэльбрук, “Очерки религии и философии индусов”(1-48,с.101). В начале 1884 г. Толстой переписывает в дневник: “Из Вед: “Будь они лошади, коровы, люди, слоны, все, что живет, ходит, плавает и летает, все, что даже не двигается, как деревья и травы, все это глаза разума. Все образовано разумом. Мир есть глаз разума, и разум его основа. Разум есть единое сущее. Человек, отдаваясь разуму и служению ему, спускается из этого мира в мир блаженный и свободный и становится бессмертным”" [ Ср.: "Смиренные мудрецы, благодаря истинному знанию, одними глазами видят ученого брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого). Тот, чей ум установился в единообразии и равновесии, уже победил рождение и смерть. Он непогрешим, подобно Брахману, и потому уже пребывает в Нем" (Бхагавад-гита 5.18-19) ] (1-49,с.63). Толстой читал такие классические ведические тексты, как Рамаяна [В Яснополянской библиотеке до сих пор хранится двухтомное издание Рамаяны (на французском языке) с карандашными пометками Толстого.] и Махабхарата. Особенно хорошо писатель знал и любил квинтэссенцию Вед - Бхагавад-гиту. Она многократно упоминается в его дневниках и письмах, причем всегда с восторженными оценками. Посетивший Толстого в 1886 году В.М.Грибовский отметил, что хозяин “спокойно беседовал с гостями об основах индийской философии, с которой Лев Николаевич близко знаком по французским и английским источникам”(14,с.49). В свои сборники ”Мысли мудрых людей на каждый день”, “Для души”, “Круг чтения”, “На каждый день”, “Путь жизни” Толстой включил немало изречений из Пуран, Упанишад, Бхагавад-гиты, Махабхараты, Ману-смрити. Интерес к Ведам не иссякал у писателя никогда, но серьезно к углубленному изучению древней индийской философии он обратился в период своего духовного кризиса конца семидесятых - начала восьмидесятых годов в поисках ответов на волновавшие его вопросы о смысле жизни, о назначении человека. В письме Н.Н.Страхову от 27 ноября 1877 года Толстой просит прислать в Ясную Поляну книги о религии, и среди них - патриарха западной индологии Макса Мюллера. Читая его “Essais sur l’histoire des religons” записывает: “Сознание совершенного греха является одной из выдающихся черт религии Вед. Другая идея - это идея религии Шрадхи [На с.60 книги М.Мюллера, изданной в 1872 г. в Париже, сравнивается значение латинского слова "credo" (верую) с санскритским "шраддха"] “(1-48,с.348). Впрочем, получив тридцать два года спустя от И.И.Горбунова книгу Макса Мюллера ”Шесть систем индийской философии”, Толстой сказал: “Прочту, непременно прочту. Только горе, что он - ученый. Ох, эти ученые!”(22,с.213). Согласно ведической духовной традиции, постичь, а тем более передать суть ведического знания может только ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ этой традиции. “Ни один ученый мира не способен перевести ведические мантры [гимны]. Понять смысл мантр могут только те, кто получил посвящение от авторитетного духовного учителя, вкладывающего в сердце ученика трансцендентное знание”. [Шрила Прабхупада, комментарий к 22-му стиху четвертой главы второй песни Шримад-Бхагаватам. В другом месте Шрила Прабхупада для разъяснения этого положения обращается к традиционной аналогии: "Человек, пытающийся понять учение Гиты, не будучи преданным, напоминает пчелу, лижущую снаружи банку с медом. Точно так же и тайный смысл Бхагавад-гиты может быть понятен только преданному и никому более, как утверждается в четвертой главе этой книги" (Бхагавад-гита 2.12, комментарий). Этот же сюжет есть и у Толстого: "Человеку принесли коробок с пищей, и он вместо того, чтобы раскрыть его и питаться, изучает коробок, не заглядывая внутрь его"(1-56,с.321)] Показное глубокомыслие и многоречивость “ученых” не должны вводить в заблуждение: ”научный язык, это - желание скрыть свое незнание, точно так же, как литературный язык - желание скрыть то, что нечего сказать”(12,с.147). У Толстого была возможность знакомиться с ведической философией в изложении ее представителей: в последние годы жизни обитателя Ясной Поляны значительную часть приходившей туда корреспонденции составляли письма и бандероли из Индии. Леонид Андреев вспоминал, что в апреле 1910 г. Толстой ”много раз подчеркивал свою связь с китайцами и индусами. Постоянная переписка и свидания с лучшими представителями этих народов укрепляют в нем давнее убеждение, что ex oriente - lux [ свет - с Востока (лат.) Многие книги по ведической философии, которые читал Толстой, имеют в своем названии слово "свет". Среди них - вышедший в 1910 г. перевод с санскрита "Лунный свет Санкья - истины" (Санкьячандрика). ] “(14,с.431). В 1905 г. Толстой получил письмо от Баба Премананда Бхарати. Сурендранатх Мукхерджи, принявший санньясу под именем Премананд Бхарати - орисский последователь Шри Чайтаньи Махапрабху. В 1902 г. он отправился в Америку и с большим успехом читал лекции о Кришне в Нью-Йорке, Бостоне и других крупных городах. В Лос-Анджелосе им был основан вайшнавский храм и начато издание журнала “Свет Индии” (”The Light of India”), который он прислал Толстому вместе с письмом. По поручению отца Бхарати ответила Татьяна Львовна. Седьмого января 1907 Баба Бхарати отправил Толстому свою книгу “Шри Кришна. Господь Любви” [ Другая известная книга того-же автора - "Свет жизни" ] . В сопроводительном письме он выразил надежду, что мудрость и независимость суждений русского мыслителя позволят по достоинству оценить учение Кришны: “В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне я встречал так называемых великих людей, ученых, писателей и философов. Но все они были в состоянии только повторить то, что думают другие… Ваши книги замечательны простотой подлинного мудреца”(29,с.220). Толстой читал книгу не отрываясь несколько дней. В дневниках и записных книжках писателя имеется множество восхищенных отзывов о ней: 28.01.1907 - “Читал браминскую книгу”; 29.01.1907 - “Прекрасная история Кришны - читал”(1-56,с.181); 10.02.1907 - “За это время читал превосходную книгу Baba Baraty - Кришна”(1-56,с.10). Шестнадцатого февраля 1907 г. Толстой отправил Бхарати большое письмо, в котором горячо одобрил его проповедническую деятельность: “Дорогой брат. Мне так радостно обращаться к вам, потому что я живо ощущаю братское чувство к человеку, который так же далек от меня физически, как близок мне духовно. Я только что окончил читать вашу книгу “Кришна”, и нахожусь под сильным впечатлением. Я и ранее знал учение Кришны, но никогда не имел о нем такого ясного представления, какое получил по прочтении обеих частей вашей книги… Будем ли мы работать вместе? Ваш брат и, надеюсь, ваш соработник Лев Толстой” (1-77,с.35). Баба Бхарати ответил Толстому подробным описанием особенностей проповеди философии Кришны в Америке и разъяснил некоторые аспекты вайшнавизма, вызывавшие у Толстого сомнения. |
|
Petition ad
Promote here
Petition Against the Installation of a Biodigester at Wilson Rd, Fairfield Township, Madison County, Ohio
Petition Against the Installation of a Biodigester at Wilson Rd, Fairfield Township, Madison County, We, the undersigned, residents and concerned citizens of Fairfield Township and Madison County, Ohio, respectfully submit this petition to oppose the installation of a biodigester facility at Wilson Rd. While we recognize the value of renewable energy, the proposed location raises serious concerns about environmental impact, public safety, and local infrastructure. These concerns include air a...
Petition ad
Promote here
Second chances: transforming incarcerated juveniles' lives
Second chances: transforming incarcerated juveniles' lives This petition aims to give incarcerated juveniles a second chance at redemption. Allowing youths to learn from their mistakes rather than get punished emphasizes rehabilitation and will enable them to succeed in society. Incarcerating juveniles leads to long-term mental health issues, and others do not address the issue of helping juveniles learn from their mistakes. Rather than being incarcerated alternative restorative-based program...
Petition ad
Promote here
Support Subsonic Society - Save our work places and Oslo's music history.
This message expresses strong concerns about a recent decision by the Norwegian government, particularly the Ministry of Culture, led by Culture Minister Lubna Jaffery and Justice Minister Emilie Enger Mehl, to allocate NOK 77 million to the Jewish Museum Oslo. The result of this decision will force the eviction of the Subsonic Society, a music studio complex with 12 full-time jobs, 25 years of Norwegian music history, and a central role in Oslo’s music production scene, from its premises i...
Petition ad
Promote here
No Nukes for AI: Clearly a bad idea
Petition to Stop the Construction of Nuclear Power Plants for AI Data Centers Introduction: Nuclear power poses a serious threat to public safety and the environment. The construction of nuclear power plants to power AI data centers is a dangerous and short-sighted decision. Large Corporations are obtaining permits to build nuclear powerplants to power their AI data centers. This is clearly a bad idea. The potential for accidents, the long-term consequences of nuclear waste which cannot be dis...
Petition ad
Promote here
Promote petition "Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita" on this listTo have Governor Wes Moore removed from office
Governor Wes Moore is not working for the people of Maryland. He is trying to put the Red Line in Baltimore and we have enough transportation. The DDA for special needs children, he is not supportive of and taking away this opportunity for disability people. He is not listening to the people of Baltimore, Carroll and Frederick Counties on a power line that will disrupt the way of life for these communities. He put the State of Maryland on a 4 billion dollar deficit within 3 months of him becom...
Is there something you want to change?
Change doesn't happen by staying silent. The author of this petition stood up and took action. Will you do the same? Start a social movement by creating a petition.
Start a petition of your ownOther petitions you might be interested in
Vote of No Confidence in The Labour Party and Kier Starmer
91 Created: 2024-08-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 91 |
30 days | 58 |
Stop North Yorkshire council banning overnight campervan stopovers on Royal Albert Drive Scarborough
2017 Created: 2024-08-03
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2017 |
30 days | 39 |
Say No to Pettywell Solar Farm, Reepham Norfolk
74 Created: 2024-08-07
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 74 |
30 days | 34 |
Immediate resignations of Anas Sarwar and George Redmond
31 Created: 2024-12-01
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 31 |
30 days | 31 |
Petition against implementation of a low traffic neighbourhood (LTN) in Greenwich without exemptions for local reaidents
655 Created: 2021-02-05
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 655 |
30 days | 26 |
The gym group Worthing squat rack
23 Created: 2024-12-02
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 23 |
30 days | 23 |
Brooklands Avenue grass verge and pavement restriction
17 Created: 2024-12-10
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 17 |
30 days | 17 |
Petition Against the Distribution of the Newspaper "Beautiful Popovo" in Popovo
815 Created: 2024-12-05
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 815 |
30 days | 815 |
Stop the solar farm next to Barnsdale Gardens
3058 Created: 2022-08-02
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 3058 |
30 days | 12 |
REQUEST FOR AN AUDIENCE WITH H.E.R. CARD. RAYMOND LEO BURKE. Subject: defense of the rights of the Apostolic See
2482 Created: 2024-11-29
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2482 |
30 days | 2481 |
Justice for Diana Iovanovici Șoșoacă
8874 Created: 2024-10-07
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 8874 |
30 days | 128 |
Return to the UK's Christian Constitution
449 Created: 2024-08-14
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 449 |
30 days | 11 |
REQUEST FOR AN AUDIENCE WITH H.E.R. CARD. JOSEPH ZEN ZE-KYUN Subject: defense of the rights of the Apostolic See
2298 Created: 2024-11-29
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2298 |
30 days | 2298 |
Bring back Rowntree's Cabana chocolate bar!
1193 Created: 2020-01-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1193 |
30 days | 10 |
Revert Supershot rules for NSL2025
10 Created: 2024-12-06
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 10 |
30 days | 10 |
Urgent! Open Letter On Humanitarian Visa for Dissident Abdulrahman al-Khalidi
1443 Created: 2024-10-25
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1443 |
30 days | 229 |
Stop using EVRI
209 Created: 2022-11-25
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 209 |
30 days | 8 |
REQUEST FOR AN AUDIENCE WITH H.E.R. CARD. ROBERT SARAH Subject: defense of the rights of the Apostolic See
5047 Created: 2024-11-14
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 5047 |
30 days | 1222 |
Stop Transgenderism Now!
443 Created: 2024-02-19
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 443 |
30 days | 7 |
Reject Net Zero policies
476 Created: 2023-09-20
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 476 |
30 days | 5 |
PetitionOnline.uk
We provide free hosting for online petitions. Create a professional online petition
by using our powerful service. Our petitions are mentioned in the media every day, so creating a petition is a great way to get noticed by the
public and the decision makers.