Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita
Guest |
/ #54572011-12-20 13:59Третий Рим Материал из Википедии — свободной энциклопедии Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи. Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии. Содержание 1 Южнославянские идеи 2 Русская концепция третьего Рима 3 Статья Е. Шмурло из ЭСБЕ 3.1 Преемство наследования 3.2 Второй Рим 3.3 Падение Константинополя 3.4 Третий Рим 4 Идеи Третьего Рима в Италии 5 Примечания 6 Литература 7 См. также 8 Ссылки Южнославянские идеи В XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской письменности встречается идея, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица болгарского государства. Русская концепция третьего Рима Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова[1]. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем[2] (первое, адресованное дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства): Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»[3]. Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в словах: «Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. <…> да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь <…> якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову[4].»[5][3] Шапка Мономаха Наряду с этой, существуют и иные точки зрения о времени генезиса и авторстве идеи «Москва — третий Рим». В частности, — мнение, что в действительности впервые концепция была выдвинута несколько ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492 год), Филофей же лишь "обосновал" её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества. Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например "коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах о этих "подарках" нет и упоминания. Аналогично, "шапка" - изделие гораздо позднего периода, наиболее вероятно татарской работы, "яблоко и крест" на которой появились не ранее XVIв. Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов[6]. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени. Статья Е. Шмурло из ЭСБЕ Герб Палеологов, последней императорской династии Восточной Римской империи. Герб Российской империи Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории. Преемство наследования Основная его мысль — преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим — вечный город, urbs aeterna). Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два — светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновленной форме священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Зап. Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке — византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи — лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора; ни за Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону; германо-романский мир платил им тою же монетою; параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренно убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Таким образом католические народы восприняли мысль, что «Священная Римская империя германской нации», с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими — истинного представителя вселенской церкви. Второй Рим Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XV века она считала себя покорною дочерью Константинопольского (Вселенского) патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии как хранительницы заветов православия исчезло, а с ним и право на главенство политическое. Падение Константинополя Последующее падение Константинополя (1453), понятое как Божия кара за отпадение от веры, ещё более укрепило новый взгляд. Но если «Второй Рим» погиб, подобно первому, то с ним ещё не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Из того, что сосуд разбит, ещё не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна;— если конечно в такую истину верить. Бог мог попустить неверных покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать латинянам или израильтянам. Правая вера;— вечная, неумирающая; иссякнет она;— тогда и миру конец по христианскому мировоззрению. Но мир пока ещё существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменён новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования. Третий Рим Таким новым сосудом, новым Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа, и в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов. Идеи Третьего Рима в Италии Итальянский патриот Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима во время объединения Италии. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен был сменить Третий Рим, народный. В сходном значении выражение «Третий Рим» использовал в своих речах и Бенито Муссолини, подразумевая под «третьим Римом» фашистскую Италию. Примечания ↑ Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. ↑ Впервые опубликованы в: «Православный Собесѣдникъ». Казань, 1861, май, стр. 84—96 (послание Мисюрю-Мунехину и предисловие); 1863, март, стр. 337—348 (послание князю и предисловие). ↑ 1 2 «Послание о злыхъ днехъ и часѣхъ» и «Послание к великому князю Василию, в немъже о исправлении крестнаго хнамения и о содомском блудѣ» ↑ Имеется в виду Откровение Иоанна Богослова (Откр.17:10) ↑ Послание Филофея, игумена Елизаровской пустыни, к Государю великому Василию Ивановичу всея Руси // БАН, собр. Ф. Плигина, № 57, 21.5.15, рук. XVII в. А. 121 об. ↑ Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 152—162; впервые в: Новый журнал (Нью-Йорк). 1956. XLV. Литература «Полное Собрание Русских Летописей»; Голубинский Е. Е.. «История русской церкви» (М., 1900, т. II, первая половина, стр. 458—468) Дьяконов М. А., Власть московских государей: Очерк из истории полит. идей древ. Руси до конца XVI в. / [Соч.] М. Дьяконова. — Санкт-Петербург: тип. И. Н. Скороходова, 1889. — VI, 224 с. Жданов И. В., «Русский былевой эпос» (СПб., 1895) Жмакин В. И., «Один из литерат. памятников XVI в.» // Журн. Мин. Нар. Пр. — 1882. — № 6. Иконников В. С., «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» (Киев, 1869) Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях / [Соч.] Н. Каптерева. — Москва: тип. Л. Ф. Снегирева, 1885. — 580 с. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Ист.-лит. исследование В. Малинина. — Киев: тип. Киево-Печерск. Успенск. лавры, 1901. — 1029 с. новейшее и самое полное исследование вопроса; ср. его же статью о Филофее в «Трудах Киевск. Дух. Акад.», 1888, № 5). Послания Филофея см. в «Правосл. Собеседнике», 1861, т. II; 1863, т. III, в упомянутой статье Жмакина и в книге Малинина. Прозоровский Д. И., «О регалиях, приписываемых Владимиру Мономаху» («Труды III археолог. съезда», т. II; сравн. его же в «Записках отд. рус. и слав. археологии рус. арх. общ.», т. III) Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). — М.: Индрик, 1998. 416 с. ISBN 5-8575-9076-0 Стремоухов Д. Н. Москва — Третий Рим: источник доктрины // Из истории русской культуры. (Пер. с англ. по изд.: Speculum. V. XXVIII.1953. N 1. P. 84—101) : Сборник. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — Т. II. Кн.1. Киевская и Московская Русь.. — С. 425-441. Терновский Ф. А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси / Соч. Филиппа Терновского, экстраорд. проф. Киев. духов. акад. и доц. Ун-та св. Владимира. Вып. 1-2. — Киев: Унив. тип., 1875—1876. — 2 т. Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение : Журнал. — СПб.: 2005. — № 4. — С. 181 - 208. Успенский Ф. И., «Как возник и развился в России восточный вопрос» (СПб., 1887) Шахматов А. А. Путешествие М. Г. Мисюря Мунехина на Восток и Хронограф редакции 1512 г. / А. А. Шахматов. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1899. — [2], 23 с. Яковлев В. Сказания о Цареграде: По древ. рукописям / Изд. под ред. В. Яковлева. — Санкт-Петербург: С. В. Звонарев, 1868. — [3], 116 с. Paul Pierling (фр.)русск. «La russie et l’Orient: Mariage d’un tsar au Vatican» (П., 1891; рус. пер., СПб., 1892); См. также Нова Рома Великая идея (Греция) Священная Римская империя Ссылки Третий Рим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907. Архимандрит Константин Зайцев. Чудо русской истории. Третий Рим Ульянов Олег Германович. Рим-Константинополь-Москва: концепция Translatio Frigii в «Donatio Constantini Magni Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC&oldid=39296053» Последнее изменение этой страницы: 08:38, 17 ноября 2011. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Wikipedia® — зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческой организации. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC |
|
Petition ad
Promote here
Petition Against the Installation of a Biodigester at Wilson Rd, Fairfield Township, Madison County, Ohio
Petition Against the Installation of a Biodigester at Wilson Rd, Fairfield Township, Madison County, We, the undersigned, residents and concerned citizens of Fairfield Township and Madison County, Ohio, respectfully submit this petition to oppose the installation of a biodigester facility at Wilson Rd. While we recognize the value of renewable energy, the proposed location raises serious concerns about environmental impact, public safety, and local infrastructure. These concerns include air a...
Petition ad
Promote here
Second chances: transforming incarcerated juveniles' lives
Second chances: transforming incarcerated juveniles' lives This petition aims to give incarcerated juveniles a second chance at redemption. Allowing youths to learn from their mistakes rather than get punished emphasizes rehabilitation and will enable them to succeed in society. Incarcerating juveniles leads to long-term mental health issues, and others do not address the issue of helping juveniles learn from their mistakes. Rather than being incarcerated alternative restorative-based program...
Petition ad
Promote here
No Nukes for AI: Clearly a bad idea
Petition to Stop the Construction of Nuclear Power Plants for AI Data Centers Introduction: Nuclear power poses a serious threat to public safety and the environment. The construction of nuclear power plants to power AI data centers is a dangerous and short-sighted decision. Large Corporations are obtaining permits to build nuclear powerplants to power their AI data centers. This is clearly a bad idea. The potential for accidents, the long-term consequences of nuclear waste which cannot be dis...
Petition ad
Promote here
To have Governor Wes Moore removed from office
Governor Wes Moore is not working for the people of Maryland. He is trying to put the Red Line in Baltimore and we have enough transportation. The DDA for special needs children, he is not supportive of and taking away this opportunity for disability people. He is not listening to the people of Baltimore, Carroll and Frederick Counties on a power line that will disrupt the way of life for these communities. He put the State of Maryland on a 4 billion dollar deficit within 3 months of him becom...
Petition ad
Promote here
Promote petition "Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita" on this listSupport Subsonic Society - Save our work places and Oslo's music history.
This message expresses strong concerns about a recent decision by the Norwegian government, particularly the Ministry of Culture, led by Culture Minister Lubna Jaffery and Justice Minister Emilie Enger Mehl, to allocate NOK 77 million to the Jewish Museum Oslo. The result of this decision will force the eviction of the Subsonic Society, a music studio complex with 12 full-time jobs, 25 years of Norwegian music history, and a central role in Oslo’s music production scene, from its premises i...
Is there something you want to change?
Change doesn't happen by staying silent. The author of this petition stood up and took action. Will you do the same? Start a social movement by creating a petition.
Start a petition of your ownOther petitions you might be interested in
Vote of No Confidence in The Labour Party and Kier Starmer
91 Created: 2024-08-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 91 |
30 days | 59 |
Stop North Yorkshire council banning overnight campervan stopovers on Royal Albert Drive Scarborough
2017 Created: 2024-08-03
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2017 |
30 days | 41 |
Say No to Pettywell Solar Farm, Reepham Norfolk
73 Created: 2024-08-07
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 73 |
30 days | 33 |
Immediate resignations of Anas Sarwar and George Redmond
31 Created: 2024-12-01
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 31 |
30 days | 31 |
Petition against implementation of a low traffic neighbourhood (LTN) in Greenwich without exemptions for local reaidents
655 Created: 2021-02-05
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 655 |
30 days | 26 |
The gym group Worthing squat rack
23 Created: 2024-12-02
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 23 |
30 days | 23 |
Brooklands Avenue grass verge and pavement restriction
17 Created: 2024-12-10
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 17 |
30 days | 17 |
Petition Against the Distribution of the Newspaper "Beautiful Popovo" in Popovo
815 Created: 2024-12-05
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 815 |
30 days | 815 |
Stop the solar farm next to Barnsdale Gardens
3058 Created: 2022-08-02
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 3058 |
30 days | 13 |
REQUEST FOR AN AUDIENCE WITH H.E.R. CARD. RAYMOND LEO BURKE. Subject: defense of the rights of the Apostolic See
2480 Created: 2024-11-29
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2480 |
30 days | 2479 |
Justice for Diana Iovanovici Șoșoacă
8874 Created: 2024-10-07
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 8874 |
30 days | 130 |
Return to the UK's Christian Constitution
449 Created: 2024-08-14
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 449 |
30 days | 11 |
Bring back Rowntree's Cabana chocolate bar!
1193 Created: 2020-01-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1193 |
30 days | 11 |
REQUEST FOR AN AUDIENCE WITH H.E.R. CARD. JOSEPH ZEN ZE-KYUN Subject: defense of the rights of the Apostolic See
2297 Created: 2024-11-29
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 2297 |
30 days | 2297 |
Revert Supershot rules for NSL2025
10 Created: 2024-12-06
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 10 |
30 days | 10 |
Urgent! Open Letter On Humanitarian Visa for Dissident Abdulrahman al-Khalidi
1443 Created: 2024-10-25
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1443 |
30 days | 231 |
Stop using EVRI
209 Created: 2022-11-25
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 209 |
30 days | 8 |
REQUEST FOR AN AUDIENCE WITH H.E.R. CARD. ROBERT SARAH Subject: defense of the rights of the Apostolic See
5044 Created: 2024-11-14
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 5044 |
30 days | 1377 |
Stop Transgenderism Now!
443 Created: 2024-02-19
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 443 |
30 days | 7 |
Reject Net Zero policies
476 Created: 2023-09-20
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 476 |
30 days | 5 |
PetitionOnline.uk
We provide free hosting for online petitions. Create a professional online petition
by using our powerful service. Our petitions are mentioned in the media every day, so creating a petition is a great way to get noticed by the
public and the decision makers.