Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita


Guest

/ #5416

2011-12-20 13:27

Гегель
(1762 – 1814)
Шйамасундара даса: Гегель искал синтез других философий, чтобы прийти к истине, и в процессе этого пришел к заключению, что все, что существует – это разум; что реально, то разумно, а что разумно, то реально.
Шрила Прабхупада: Это означает, что он хотел прийти к Абсолюту, в котором не двойственности. Это Кришна. Кришна говорит:
ПАРИТРАНАЙА САДХУНАМ
ВИНАШАЙА ЧА ДУШКРИТАМ
ДХАРМА-САМСТХАПАНАРТХАЙА
САМБХАВАМИ ЙУГЕ ЙУГЕ
«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить принципы религии, Я Сам являюсь из тысячелетия в тысячелетие» (Б.г.4.8). Он приходит на землю для того, чтобы защитить преданных и убить демонов. Хотя Он действительно делал это, нам не следует думать, что Он пристрастен. Например, когда Он убил великого демона Путану, Путана достигла положения, равного матери Кришны, Йашоды. Поскольку Кришна – Абсолют, нет разницы между Его любовью к Йашоде и убиением Путаны. Что бы Он ни делал – благо: будь то убийство или любовь. Две противоположности примиряются в Нем. На санскрите это называется словом вируддартха-самбандха.
Шйамасундара даса: Гегель видел, что его предшественники столь глубоко забрались в область абстрактного, стараясь обнаружить природу субстанции, что в конце концов низвели субстанцию до положения «ничто».
Шрила Прабхупада: Это следствие невежества. Это называется вираса. Когда человек не может принять природу или форму Бога путем спекуляций, разочаровавшись, он говорит: «О, Бога нет».
Шйамасундара даса: Предшественники Гегеля разбирали объект на все более и более малые части, пока не приходили к небытию.
Шрила Прабхупада: На самом деле Абсолют нельзя поделить на части. В Бхагават-гите утверждается:
НАИНАМ ЧХИНДАНТИ ШАСТРАНИ
НАИНАМ ДАХАТИ ПАВАКАХ
НА ЧАИНАМ КЛЕДАЙАНТЙ АПО
НА ШОШАЙАТИ МАРУТАХ
«Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром» (Б.г.2.23). Можно рассечь на куски материальную вещь, но духовное существо поделить невозможно. Духовное существо неистощимо. Майавади думают, что поскольку Абсолют всепроникающ, Он не имеет формы, но это неверно. Абсолют может сохранять Свою форму такой, как она есть, и, тем не менее, распространять Себя. Кришна говорит: майа татам идам сарвам джагад авйакта-муртина. «Мною в Моей непроявленной форме пронизана вся эта вселенная» (Б.г.9.4). Но Кришна имеет три ипостаси: брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате (Б.г.1.2.11) – имперсональная, локализованная и личная. Пока мы не придем к пониманию этой науки, очень трудно познать формы Абсолютной Истины. Человек несведущий, обладающий скудным запасом знаний, приходит к выводу, что Абсолютная Истина есть ниракара, пустота, но это не так.
Шйамасундара даса: Гегель хотел повергнуть направление философии от абстрактности к конкретности. Он полагал, что всякий феноменальный объект состоит в отношениях с целым, которое есть реальность. Чтобы понять реальность, мы должны проанализировать все объекты и соотнести их с целым и друг с другом.
Шрила Прабхупада: Это наш метод: целое есть Кришна, и все находятся в отношениях с Кришной. Поскольку мы все видим в отношениях с Кришной, мы ни от чего искусственно не отрекаемся, а все стараемся использовать в служении Кришне. Хотя философы майавади говорят, что все есть Брахман, их метод – нети-нети, «не то, не это». Таким образом, майавади говорят, что Кришна и поклонение Ему – также майа. Наша философия гласит, что все есть проявление энергии Кришны; энергия и обладающий энергией едины. Нарада объяснял:
ИДАМ ХИ ВИШВАМ БХАГАВАН ИВЕТАРО
ЙАТО ДЖАГАТ-СТХАНА-НИРОДХА-САМБХАВАХ
ТАД ДХИ СВАЙАМ ВЕДА БХАВАМС ТАТХАПИ ТЕ
ПРАДЕША-МАТРАМ БХАВАТАХ ПРАДАРШИТАМ
«Сам Верховный Господь, Личность Бога, есть этот космос, и все же Он находится в стороне от него. Именно из Него изошло это космическое проявление, на Нем оно покоится и в Него входит после уничтожения. Ты знаешь все это. Я же поведал об этом лишь вкратце» (Бхаг.1.5.20). Вся вселенная есть Бхагаван, Кришна, но она кажется отдаленной. Посредством сознания Кришны можно понять, каким образом она не отделена. Обычный человек думает о Кришне и о не-Кришне, но не-Кришны просто не существует. Это иллюзия. Все есть Кришна.
Шйамасундара даса: По Гегелю, ничто не может быть отдельно от духовного целого, потому что все связано в нем. По Канту, феномен – это модус, в котором вещи в себе являют себя индивиду.
Шрила Прабхупада: В Бхагават-гите объясняется, что Кришна имеет две энергии – духовную и материальную. Духовная Его энергия определяется, как превосходящая, а Его материальная энергия – как подчиненная. Эти определения даны нам на рассмотрение, потому что иначе мы не смогли бы понять, но на самом деле есть только одна энергия: превосходящая духовная энергия. Когда эта духовная энергия покрывается невежеством, она называется материальной энергией. Небо само по себе чисто, так что обычно мы не можем его видеть. Тем не менее солнце существует. Когда мы не можем видеть Кришну или понимать Его, мы испытываем то, что называется материальной энергией. На самом деле нет ничего материального, потому что все есть Кришна.
Шйамасундара даса: Гегель говорит, что объекты сами по себе есть дух, выражающий себя в объективной природе, тогда как Кант утверждает, что дух выражает себя через объекты. Здесь делается различие между духом внутри объекта, выражающим себя, и духом как объектом.
Шрила Прабхупада: Объект как он есть – это дух. В каком-то смысле солнечный свет не солнце, но в то же время он не отличен от солнца, потому что это тепло и свет солнца. Поэтому наша философия называется ачинтйа-бхедабхеда-таттва: одновременно единство и отличие. Все эти объекты на самом деле дух, но если у нас нет представления о Кришне, мы считаем их материальными. Иногда люди критикуют нас за то, что мы пользуемся материальными устройствами вроде диктофонов, печатных машинок, самолетов, но мы отвечаем, что вещи духовны. Если они используются для нашего чувственного удовлетворения, они материальны, но если они используются в связи с Кришной, они духовны. Такое сознание очень важно. Рупа Госвами говорит:
АНАСАКТАСЙА ВИШАЙАН
ЙАТХАРАМ УПАЙУНДЖАТАХ
НИРБАНДХАХ КРИШНА-САМБАНДХЕ
ЙУКТАМ ВАИРАГЙАМ УЧЙАТЕ

ПРАПАНЧИКАТАЙА БУДДХЙА
ХАРИ-САМБАНДХИ-ВАСТУНАХ
МУМУКШУБХИХ ПАРИТЙАГО
ВАИРАГЙАМ ПХАЛГУ КАТЙАТЕ
«Говорится, что тот всецело отреченный уклад жизни, кто живет сообразно с сознанием Кришны. Ему надлежит не иметь привязанности к чувственному удовлетворению и принимать только то, что необходимо для поддержания тела. С другой стороны, кто отрекается от вещей, которые можно использовать в служении Кришне, под тем предлогом, что они материальны, тот практикует неполную отреченность» (Бхакти-расамрита-синдху 1.2.255-256). Все пребывает во взаимоотношениях с Кришной. Отрицание всего как мнимого есть искусственное отречение. Наш метод состоит в отречении от тех вещей, которые приносят чувственное наслаждение, но в приятии всего, что доставляет удовольствие Кришне. Кришна говорит:
МАМ ЧА ЙО ВЙАБХИЧАРЕНА
БХАКТИ-ЙОГЕНА СЕВАТЕ
СА ГУНАН САМАТИТЙАИТАН
БРАХМА-БХУИАЙА КАЛПАТЕ
«Кто целиком посвящает себя преданному служению, кто не отступает ни при каких обстоятельствах, тот сразу же поднимается над модусами материальной природы и так достигает уровня Брахмана» (Б.г. 14.26). Как только мы полностью отдадим себя преданному служению, мы немедленно одухотворимся. Когда мы заняты преданным служением, оживают духовные качества всего. По сути дела, все есть дух, но он покрыт нашим материальным сознанием, так же как золото может быть покрыто грязью. Очистив свое сердце, мы сразу же понимаем, что все вещи духовны. В материальном сознании мы сознаем себя американцами, индийцами, мужчинами, женщинами и так далее, но когда мы приходим к своему духовному сознанию, мы осознаем: «Я – слуга Кришны». Так мы понимаем, что мы духовны. Все эти материалистические представления подобны снам. Во сне нам может казаться, что мы – то или это, или совершаем всевозможные действия, но, проснувшись, мы понимаем, кто мы есть на самом деле. Поскольку мы неотъемлемая частица Кришны, у нас нет другой обязанности, кроме как служения Кришне. Когда приходит такое сознание, все становится духовным.
Хайагрива даса: В «Философии Религии» Гегель пишет: « Бог – это живой Бог, действующий и работающий. Религия – продукт божественного духа; это не открытие человека, а работа божественной операции и творения в Нем (Боге)».
Шрила Прабхупада: Да, очень важно понять, что человек не может сфабриковать религию. Мы определяем религию как «приказы, отданные Богом». Как утверждается в Бхагават – гите:
ЙАДА ЙАДА ХИ ДХАРМАСЙА
ГЛАНИР БХАВАТИ БХАРАТА
АБХЙУТТХАНАМ ОДХАРМАСЙА
ТАДАТМАНАМ СРИДЖАМЙАХАМ

ПАРИТРАНАЙА САДХУНАМ
ВИНАШАЙА ЧА ДУШКРИТАМ
ДХАРМА-САМСТХАПАНАРТХАЙА
САМБХАВАМИ ЙУГЕ ЙУГЕ
«Когда бы и где бы ни случались отступления от религиозной практики и ни усиливалось господство безбожия, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам являюсь из тысячелетия в тысячелетие» (Б.г.4.7-8). Вот религия. Религия покоится на распоряжениях Кришны, или же Бога, и если вы неукоснительно следуете всем наставлениям Кришны, вы религиозны, праведны и трансцендентны. Если вы отрицаете Кришну и фабрикуете свою собственную религию, значит вы – асур, демон.
Шйамасундара даса: Согласно философии Платона и Канта, эти временные объекты есть образы идеального. Этот стол, к примеру, представляет и выражает идеальный стол, но сам он не идеален.
Шрила Прабхупада: Мы тоже говорим, что этот материальный мир – извращенное отражение духовного мира. Он как мираж. Шридхара Свами говорил, что именно в силу реальности духовного мира этот иллюзорный мир кажется истинным. Поскольку реальный стол существует в реальности, мы можем ощущать этот стол. Хотя целое материальное творение есть не более чем извращенное отражение реальности, люди очарованы им. Люди принимают это за реальный стол, реальное тело, реальное общество, реальное счастье и так далее.
Шйамасундара даса: А Гегель сказал бы, что все это подлинное опредмечивание реальности, что это реальный стол, а это реальные объекты. Это не то, что они образы реального, они сами реальны.
Шрила Прабхупада: Что он понимает под реальностью? Для нас реальность означает то, что существует и будет существовать. Если это не так, это не реальное.
НАСАТО ВИДЙАТЕ БХАВО
НАБХАВО ВИДЙАТЕ САТАХ
УБХАЙОР АПИ ДРИШТО НТАС
ТВ АНАЙОС ТАТТВА-ДАРШИБХИХ
«Те, кто видит истину, заключили, что несуществующее недолговечно, а существующее – не прекращается. Они пришли к этому выводу, изучив природу того и другого» (Б.г. 2.16).
Реальность приписывается тому, что существует вечно. Этот стол существует временно, поэтому его нельзя классифицировать как реальность. Он подобен сну или галлюцинации, потому что временен. Нельзя сказать, что сон реален, хотя во сне все кажется реальным.
Шйамасундара даса: Но есть ли духовной области стол? Абсолютный стол?
Шрила Прабхупада: Да. В обители Кришны есть столы, стулья, всевозможная мебель, и все это существует вечно. Но здесь все эти вещи проявляются лишь временно.
Шйамасундара даса: Как правильнее сказать: дух выражает себя в этом объекте или дух и есть этот объект?
Шрила Прабхупада: Объект – это выражение духовной энергии. Все, что проявлено, есть энергия Кришны, но одна энергия вечна, а другая энергия временна. То, что проявлено временно – материально, а то, что проявлено вечно – духовно.
Шйамасундара даса: Итак, в этом смысле, можете ли вы сказать, что этот стол в одно и то же время создан из духа и не из духа?
Шрила Прабхупада: Первоначально он создан из духа в том смысле, что Кришна всецело духовен, и поскольку это энергия Кришны, он, фактически, Кришна. Из глины вы можете вылепить самые разные фигуры. Вы можете превратить ее в горшки или кирпичи, и они временно будут проявлены как горшки или кирпичи, но первоначально это глина, и когда они разрушатся, то вновь войдут в свое первоначальное состояние. Существует три состояния: бесформенное состояние, форма и вновь вхождение в бесформенное. В Шримад-Бхагаватам Кришна говорит Господу Брахме:
АХАМ ЕВАСАМ ЕВАГРЕ
НАНЙАД ЙАТ САД-АСАТ ПАРАМ
ПАШЧАД АХАМ ЙАД ЕТАЧ ЧА
ЙО ВАШИШЙЕТА СО СМЙ АХАМ
«Это Я, Личность Бога, существовал до творения, когда не было ничего кроме Меня. Не было и материальной природы, причины этого творения. То, что ты видишь теперь – тоже Я, Личность Бога» (Бхаг.2.9.33). То есть, Кришна существовал в начале творения; Он поддерживал творение, и когда творение уничтожается, Он не перестает существовать.
Шйамасундара даса: Поэтому майавади обычно говорят, что этот стол – майа?
Шрила Прабхупада: Они говорят, что он майа, но мы говорим, что он временен.
Шйамасундара даса: Но есть еще духовный мир, полный форм, да?
Шрила Прабхупада: Да, но майавади не знают этого. Каков источник этих форм? Веданта –сутра утверждает: джанмади асйа. Форма исходит от изначального источника. Эти формы, которые мы видим здесь, невечные формы. Это просто имитация, искаженные отражения вечных форм. Отражение не вечно.
Шйамасундара даса: Гегель говорит, что эти формы невечны, однако взаимодействие этих форм – процесс вечный.
Шрила Прабхупада: Мираж и не реален, и не вечен, но есть настоящая и вечная вода. А иначе откуда бы у человека взялось понятие воды?
Шйамасундара даса: Но если вселенная рациональна, и все имеет цель, эта временная форма также духовна, потому что имеет в некотором роде цель.
Шрила Прабхупада: Да, мы все используем для целей Кришны. Наша задача – извлечь максимальную выгоду из невыгодной сделки.
Шйамасундара даса: Но как быть, если человек не знает цели? Объект все равно остается духовным?
Шрила Прабхупада: Да. Знает человек или не знает, факт остается фактом. Нам нужно лишь получить знание от того, кто знает. Все объекты духовны, но, кто не имеет знания, тот не имеет глаз, чтобы видеть эту духовность.
Шйамасундара даса: Значит план Бога раскрывается сам повсюду, независимо от того, знаем мы это или нет?
Шрила Прабхупада: Да, он раскрывает Себя в Бхагават-гите и посылает своего представителя, чтобы тот раскрыл Его план. По своей сути вещи духовны, но наше несовершенное видение делает вещи материальными
Шйамасундара даса: Гегель верит, что все имеет цель, что вся вселенная рациональна, и что она раскрывается под управлением разума, духа, Абсолюта.
Шрила Прабхупада: Безусловно, только мошенники думают, что в жизни нет цели, что все есть результат случая.
Шйамасундара даса: По Гегелю, для того, чтобы понять эту реальность, мы должны выяснить взаимоотношения вещей.
Шрила Прабхупада: Мы тоже учим этому. Первоначалом всего является Кришна, а экспансии Кришны составляют все.
ПАРАСЙА БРАХМАНАХ САКШАДЖ
ДЖАТА-ВЕДО СИ ХАВЙАВАТ
ДЕВАНАМ ПУРУШАНЧАНАМ
ЙАДЖНЕНА ПУРУШАМ ЙАДЖЕТИ
«О бог Огня, ты часть Верховной Личности Бога Хари, и ты приносишь Ему все жертвенные подношения. Поэтому мы просим тебя предложить Ему все жертвенные параферналии, которые мы приносим полубогам, ибо истинный наслаждающийся – Господь» (Бхаг.5.20.17). Физическое существование – это тепло и свет, а эти энергии исходят из Кришны, изначального света. Все духовное и материальное состоит из тепла и света. Имеющий глаза, чтобы видеть духовное, может видеть.
Шйамасундара даса: Гегель попытался установить взаимоотношения между конкретными реальностями. Изолированные факты или, как он их называет, моменты, никогда не могут составить истину, потому что истина – это целое, она есть совокупное единство, органичное и динамичное.
Шрила Прабхупада: Просто анализируя себя, мы можем понять, что Я, душа, существую, а черты моего тела меняются. Если вещи изменяются, мы называем их материальными. Духовная душа существует в любых условиях, и в этом разница между духом и материей.
Шйамасундара даса: Моменты, факторы в органическом целом эволюционируют по пути, установленному разумом, который Гегель называет Welt Geist, Мировым Духом.
Шрила Прабхупада: Этот Мировой Дух – личность. Пока вы не примите личного Бога, не может быть и речи о разуме. Разум направляет все во вселенной, как это объясняется в Бхагават-гите: майадхйакшена пракритих. «Эта материальная энергия действует под Моим управлением» (Б.г.9.10). Управление подразумевает разум; поэтому коль скоро вы говорите о разуме, вы должны принять Верховную Личность, которая управляет всем по Своему высшему разуму.
Шйамасундара даса: Не хотите ли вы сказать, что все события в мире представляют собой выражение этого Мирового Духа, или мирового разума, разворачивающего самого себя? Если так, то какова конечная цель этого плана?
Шрила Прабхупада: Да, план есть, а иначе почему же Кришна говорит адхйакшена – «надзор»? Есть план, управление, а также разум. Живые сущности – неотъемлемые частички Кришны, и так или иначе они захотели наслаждаться этим материальным миром. Поэтому Кришна дал им возможность, как отец дает возможность малым детям играть. Кришна говорит:
САРВАСЙА ЧАХАМ ХРИДИ САННИВИШТО
МАТАХ СМРИТИР ДЖНАНАМ АПОХАНАМ ЧА
«Я восседаю в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение» (Б.г.15.15). В целом план заключается в том, что Кришна дает живому существу свободу поиграть, а затем вновь вернуться домой. Он говорит: «Ну ладно, хочешь играть – играй, но когда ты устанешь от всей этой бессмыслицы, брось ее и возвращайся ко Мне». Этот мир нечто вроде игровой площадки для обусловленных душ, а тело – небольшое поле (кшетра), на котором живая сущность хочет играть
ИДАМ ШАРИРАМ КАУНТЕЙА
КШЕТРАМ ИТИ АБХИДХИЙАТЕ
ЭТАД ЙО ВЕТТИ ТАМ ПРАХУХ
КШЕТРАДЖНАХ ИТИ ТАД-ВИДАХ
Это тело, о сын Кунти, именуется полем, а того, кто знает это поле, называют знающим поле» (Б.г.13.2). Материальное тело – ничто иное, как поле деятельности, и Кришна говорит: «Хорошо, пользуйся этим полем и наслаждайся. Когда ты изнуришь себя, играя в этом поле, можешь взять другое». Так живая сущность меняет тела, меняет различные поля деятельности.
Шйамасундара даса: А эта игра бесцельна? Или идет постепенная эволюция?
Шрила Прабхупада: Цель есть. Кришна дает нам знание, и еще есть Веды. Кришна говорит: «Эта игра не слишком здорова, поэтому Я прошу тебя прекратить ее и вернуться ко Мне». Вот такой план.
Шйамасундара даса: Согласно гегельянской диалектике, бытие и ничто – пустая абстракция. Бытие – это тезис, ничто – антитезис, а синтез – изменение, становление.
Шрила Прабхупада: Вопрос о становлении возникает постольку, поскольку сейчас мы находимся в этом неловком, пограничном положении. Хотя сам я вечен, я попал в капкан чего-то смертного. Поэтому я меняю свое положение, и это называется переселением души. Когда я перестаю переселяться, я достигаю своего собственного истинного бытия, которое вечно.
Шйамасундара даса: Гегель верит, что когда диалектика истощается, она являет целое, единую Абсолютную Истину. Но поскольку природа, направляемая Мировым духом, постоянно разворачивается, диалектический процесс продолжается бесконечно.
Шрила Прабхупада: Иначе говоря, вы не способны обнаружить конечный синтез. Поэтому вам нужно получить сведения из шастры. Душа в теле бессмертна – это тезис, тело – смертно – антитезис. Освобождение души из тела – это синтез. Когда мы понимаем, что оказались в неловком положении в этом материальном мире, мы стремимся к освобождению. Пока мы не поймем, что попали в ловушку, то об освобождении не может быть и речи.
Шйамасундара даса: В понимании Гегеля, Абсолютная Истина постоянно меняется и все же всегда неизменна.
Шрила Прабхупада: Абсолют не меняется. Даже мы неизменны. Будучи неотъемлемой частицей Кришны, сами мы неизменны, хотя и кочуем в этих материальных телах. Хотя Кришна и проявляет Себя в различных экспансиях, Он остается тот же самый.
Шйамасундара даса: Гегель представлял Абсолютную Истину саморазвертывающейся в истории, биологии, социологии и других науках.
Шрила Прабхупада: Кришна – центр всего, и все исходит из Кришны. Временные проявления выходят из Кришны, а затем возвращаются в Кришну. История – это просто повторение.
Шйамасундара даса: По Гегелю, Бог, или же Абсолютная Истина, проявляется в трех формах: «идея в себе», «идея для себя» и «идея в себе и для себя».
Шрила Прабхупада: Значит он пытается создать Бога. Для него Бог – идея. В этом его философия? Майавади тоже верят, что на самом деле Бога нет, что Бог есть плод человеческого воображения, что Он безличен или мертв. Столько много людей занято созданием Бога. Вивекананда, например, заявлял, что Рамакришна – Бог.
Хайагрива даса: Утверждая, что сущность Бога есть «мысль и мышление» - какой бы образ ни принял Бог – Гегель в самой своей основе имперсоналист. Он пишет: «Бог по самой Своей сути есть мысль и мышление, однако Его образ и очертания определяются иначе».
Шрила Прабхупада: Бог есть Абсолют, и Его образ тоже Абсолют и тоже Бог. Если Бог – Абсолют, Его лова тоже Абсолют и неотличны от Него. Образ Бога, которому поклоняются в храме, это Сам Бог, потому что Бог – Абсолют. Бог говорит, что земля, вода, огонь и все остальное – Его энергия, и даже если мы думаем, что Образ Бога сделан из камня, мы должны признать, что камень – это энергия Бога. Несмотря на то, что медная проволока не электричество, она проводит его, и если вы дотронетесь до нее, вы поймете, что она неотлична от электричества. Мы можем думать, что материально объект отличен от Бога, но духовно все есть Бог:
АРЧЙЕ ВИШНАУ ШИЛАДХИР ГУРУШУ
НАРА-МАТИР ВАИШНАВЕ ДЖАТИ-БУДДХИХ
«Кто считает арчи-мурти, или же почитаемое Божество Господа Вишну камнем, а духовного учителя – обычным человеческим существом, а ваишнава – представителем определенной касты или вероисповедания, тот обладает адским разумом и обречен» (Падма Пурана). Мы не должны смотреть на Божество, как на нечто материальное, вроде камня (шила). Чаитанйа Махапрабху, увидев Божество Джаганатхи, в тот же миг упал в обморок. Чтобы осознать вездесущесть Бога, мы должны научиться следовать наставлениям Бога. Создается впечатление, что Гегель строит теорию о том, что Бог – идея, но Бог есть субстанция.
Шйамасундара даса: А что вы понимаете под субстанцией?
Шрила Прабхупада: Субстанция – это нечто конкретное. Можно построить идею золотой горы, но между идеей и самой золотой горой есть разница. Когда вы в действительности видите и прикасаетесь к золотой горе, она реальна. Эта реальность – субстанция.
Шйамасундара даса: По Гегелю, существует идея, субстанция и синтез, то есть дух.
Шрила Прабхупада: В соответствии с нашей философией, дух постигается в трех фазах: Брахман, Параматма и Бхагаван. Постижение Брахмана можно сравнить с постижением солнечного света, который безличен. Постижение Параматмы подобно постижению самого солнечного диска, который локализован. Однако если бы мы имели способность проникать в солнце, мы увидели бы самого бога солнца, и это можно сравнить с постижением Бхагавана, личной ипостаси Бога. С постижением личной ипостаси, мы автоматически понимаем безличную и локализованную ипостаси. Согласно Брахма-самхите (5.40), безличное брахмаджйоти – это лучи тела Кришны. Аналогично, Параматма – это локализованная ипостась Кришны, восседающего в сердце каждого. Солнц не много, оно одно, но способно отражаться в бесчисленном множестве горшков с водой. Тот, кто смотрит на отражения солнца в горшках, может думать: «О, миллионы солнц». Кто видел лишь солнечный свет, тот может думать, что солнце безлично. Но тот, кто знает бога солнца, достиг личного осознания. Верховная личность Бога есть личность, Шри Кришна. Когда у вас четкое представление о Боге, вы понимаете это. Вы не можете превратить Бога в идею. Идеи возникают, потому что есть субстанция.
Шйамасундара даса: Гегель пользуется словом «идея» для обозначения разумной формы, которая предшествует материальной или физической форме.
Шрила Прабхупада: В Брахма-самхите утверждается, что Кришна, Верховная Личность Бога, обладает формой (виграха), но какого рода эта форма? Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах. «Кришна – Верховный Бог, и Он обладает вечным, блаженным, духовным телом» (Брахма-самхита 5.1). Сат означает «вечный», тело же Кришны отличается от наших. Слово ананда означает «блаженный»; Кришна всегда блаженный. Чит означает «знание»; Кришна знает все. Таким образом Он отличается от нас. Он не идея, но сама субстанция.
Шйамасундара даса: Когда мы обсуждали Платона, вы согласились, что идеальное предшествует физическому образу.
Шрила Прабхупада: Из шастр мы узнаем, что есть духовный мир, и что этот материальный мир – извращенное отражение этого мира. Из шастр мы также понимаем, что здания в духовном мире сделаны из чинтамани. Чинтамани пракара-садмасу. В этом мире у нас нет опыта чинтамани (философского камня), камня, который превращает прочие металлы в золото, но мы можем иметь некоторую идею, услышав от авторитетов. Это не значит, что мы сами изобретаем или выдумываем духовный мир. Другими словами, у нас есть идеи субстанций, которых мы могли никогда не видеть.
Шйамасундара даса: По Гегелю, дух порождает идеи и осуществляет их.
Шрила Прабхупада: Мы говорим, что все исходит из Кришны. Почему только идеи и субстанции? Почему то или это? Зачем столько много разграничений? Все исходит из Него. Если бы не субстанция в духовном мире, ничего не могло бы существовать. Проанализировав до конца, мы должны принять факт, что все исходит из субстанции. Джанма асйа. Можно проследить, как все идеи восходят к первоначальной субстанции, которая есть Кришна. Поэтому Кришна говорит: «Все исходит из Меня». Следовательно, если вы достигаете Кришну, вы достигаете конечной субстанции. Если вы понимаете Бога, вы понимаете все.
Шйамасундара даса: Значит вы утверждаете, что форма предшествует идее, а не идея предшествует форме?
Шрила Прабхупада: Да, форма предшествует идее. Кришна говорит: сарвасйа чахам саннивиштхо маттах смритир джнанам апоханам ча. «Я восседаю в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение» (Б.г.15.15). Что же касается человека, то он не в состоянии изобрести чего бы то ни было. Он лишь может открыть вещи, которые уже существуют.
Шйамасундара даса: Гегель рассматривает идею и субстанцию как противостоящие друг другу тезис и антитезис, а дух есть синтез, содержащий и то и другое.
Шрила Прабхупада: Да, мы согласны. Вируддхартха-самоандха. Противоречивые вещи примиряются в Кришне, потому мы говорим, что Кришна непостижим. Он одновременно един и отличен от Своего творения. Поскольку в материальном мире эти вещи постичь невозможно, они называются непостижимыми.
Шйамасундара даса: Тогда если мы можем постичь что-либо, то должно оно где-то существовать?
Шрила Прабхупада: Да. В самом деле вы не можете постичь что-либо, не имеющее существования. В материальном мире мы понимаем, что один плюс один равняется двум, а один минус один равняется нулю, но в мире духовном, этот закон неприемлем. Там один плюс один равняется одному, и один минус один равняется одному.
Шйамасундара даса: А как насчет идеи о том, что Бог есть зло? Могу я постичь это?
Шрила Прабхупада: Да, Бог и зло тоже, но не в нашем понимании. Бог есть Абсолют, и зло, и добро примиряются в Нем. Нельзя сказать, что поскольку мы думаем о Боге, как о злом, Он злой. Вернее, мы говорим, что Он – всеблагой, потому что Он – Абсолют.
Шйамасундара даса: А как быть с идеей о том, что Бог не существует?
Шрила Прабхупада: Да, это факт, что Он не существует, если имеются в виду мошенники. Поскольку мошенник не в состоянии понять Бога, Бог не существует для него.
Шйамасундара даса: А идея о том, что я есть Бог?
Шрила Прабхупада: Это тоже факт, потому что ты – неотъемлемая частица Бога. Ты можешь сказать: «Я американец»; и то же самое может сказать президент Никсон: «Я американец»; но это не значит, что ты президент Никсон. Заявлять это – сущее безумие.
Хайагрива даса: Касаясь Бога и человека, Гегель пишет: «Бог постольку Бог, поскольку Он знает Себя; Его знание Самого Себя есть, кроме того, Его сознание Себя в человеке и знание человека о Боге, знание, которое распространяет себя в знании самого себя в Боге».
Шрила Прабхупада: Если он признает существование Бога и человека, то почему он не соглашается принять знание о Боге от Самого Бога? Зачем спекулировать? Чтобы обрести знание о Боге, человеку лучше всего принять знание от Самого Бога. Тем не менее Гегель противится получению знания или наставлений из внешнего источника. Таково требование разума: если вы хотите узнать обо мне и моей натуре, вам лучше получить знание от меня, а не спекулировать. В Бхагават- гите Бог объясняет Себя, и если мы приемлем это знание, данное Самим Богом, наше знание Бога будет совершенным. Зачем тратить время на спекуляции?
Хайагрива даса: Видимо, не спекулируя, философ не смог бы написать так много книг?
Шрила Прабхупада: Если у вас совершенное знание, вы можете писать в совершенстве. Без совершенного знания все ваши произведения просто бессмысленны. Если в ваших книгах есть какой-то смысл, это лишь потому, что мы не спекулируем о Боге, а понимаем Бога от Самого Бога. Это система парампары. Согласно Вишванатха Чакраварти Тхакуре, сакшад-дхаритвена самаста-шастраир (Шри Гурв-аштака 7). Все писания принимают гуру, духовного учителя, как Самого Верховного Господа, потому что он ничего не измышляет. Он – слуга Бога, а знание дано ему Богом. Если Гегель признает тот факт, что он человек, и что существует Бог, ему нужно, рассуждая логически, получить знание о Боге от Самого Бога.
Шйамасундара даса: По Гегелю, абсолютная идея, «идея в и для себя», проявляет себя в объективном уме в форме законов, нравственности и социальной этике, а на этой почве развивается свободная воля.
Шрила Прабхупада: Да, это область свободной воли. Все это проявляется, как только мы принимаем контролирующего. Придут законы, придет нравственность, придет социальная этика. Атеисты, поскольку они не признают контролирующего, действуют безнравственно. Пока у нас нет основы, на которой мы можем осуществлять свободную волю, сама по себе свободная воля лишена смысла. Должен быть какой-то закон, какая-то система нравственности. В то же время Кришна говорил Арджуне – «Поступай, как решишь сам» (Бг.18.63). Это свободная воля. Объяснив ему Бхагават-гиту, Кришна сказал, что выбор остается за ним.
Хайагрива даса: Гегель большое место уделяет человеческой свободе. Он обвиняет «Восток», и особенно индусов, в том, что они не знают что «… дух свободен в себе, или человек свободен в себе. Поскольку они не знают этого, они несвободны».
Шрила Прабхупада: Он говорит о человеческой свободе, а сам вынужден рождаться, стареть, болеть и умирать. Где же его свобода, когда он умрет?
Хайагрива даса: Гегель пишет: «Лишь германские народы обрели в христианстве и через него сознание того, что человек, как человек свободен, и что свобода духа составляет самое его естество».
Шрила Прабхупада: В соответствии с христианской религией, человек волен выбирать между раем и адом. То есть у него есть свобода выбора. Однако, если он идет в ад, где же его свобода? Любой гражданин государства волен жить как свободный человек или отправиться в тюрьму, где же его свобода? Его свобода зависит от кого-то еще, кто предоставляет возможность либо оставаться свободным, либо идти в тюрьму. Наша свобода относительна, а Бог – верховный абсолютный контролирующий. Именно Бог предоставляет живой сущности свободу выбора. Живая сущность никогда не бывает абсолютно свободна, как свободен Бог.
Хайагрива даса: Гегель критиковал индуизм, считая его теократией, в которой человек контролируется законами Бога, находящегося вне Него. По Гегелю, это слепое следование внешней воле, следование, которое не подкрепляется индивидуальным «Я». Он верил, что человек может лучше всего достичь Бога через упражнение своей собственной свободной воли.
Шрила Прабхупада: Если это так, почему животные не могут достичь Бога? Им ведь тоже дана свободная воля.
Хайагрива даса: Он заявляет, что у животных нет воли.
Шрила Прабхупада: Если у них нет воли, то почему они ходят в разных направлениях?
Хайагрива даса: Гегель пошел еще дальше, утверждая в «Философии права и закона», что животные не имеют права на жизнь, потому что у них нет воли.
Шрила Прабхупада: Прежде всего, вы должны определить, что такое жизнь. Животные едят, спят, защищаются и совокупляются также, как и мы. Крохотный муравей проявляет все те же признаки жизни, что и мы. Кто может сказать, что у человека больше права на жизнь, чем у муравья? Все признаки жизни одинаковы.
Шйамасундара даса: По Гегелю, совесть индивидуума сам оценивает себя и устанавливает свой собственный эталон нравственности.
Шрила Прабхупада: У нас такая нравственность, потому что мы принимаем нравственность от высшего авторитета. Наша нравственность подчинена строгому стандарту. Кришна говорит: «Оставь все разновидности религии и просто вручи себя Мне» (Бг.18.66). Это та нравственность, которую принимаем мы. Законы человека несовершенны, но совершенны законы Бога. Зачем нам принимать несовершенные рекомендации других людей?
Шйамасундара даса: По представлению Гегеля, субъективный ум имеет дело с внутренним опытом, объективный ум – с внешним, а абсолютный ум имеет дело и с тем, и с другим, объединяя их.
Шрила Прабхупада: Это верно. Любой может понять, что это так, что касается Абсолюта.
Шйамасундара даса: Этот Абсолют выражает себя в трех формах: искусство, религия и философия. В искусстве Абсолют принимает форму, которую мы называем красотой.
Шрила Прабхупада: Да, мы определяем Бога как самого прекрасного.
Шйамасундара даса: Гегель считает религию чем-то вроде формы искусства. В то время как философия постигает или думает об Абсолюте, религия представляет или живописует его.
Шрила Прабхупада: Без философского обоснования, религия просто сентиментальность.
Шйамасундара даса: Он утверждает, что искусство есть выражение духа.
Шрила Прабхупада: Хорошо, все есть выражение духа. Как это может быть определением искусства?
Шйамасундара даса: А дерево? Мы можем сказать, что дерево является искусным проявлением Абсолюта?
Шрила Прабхупада: Да, дерево тоже форма искусства. Кришна к тому же – искуснейший художник.
Шйамасундара даса: Абсолютный ум выражает себя через религию, которая представляет Абсолютную Истину как образы в нашем сознании.
Шрила Прабхупада: религия означает принятие Бога. Если он думает, что религия – это просто образ в нашем сознании, значит у него нет ясного понятия о религии. Не отступать от законов Бога – вот что такое религия.
Шйамасундара даса: По Гегелю, высшая форма, в которой Абсолют проявляет Себя, это философия, выступающая как синтез искусства и религии.
Шрила Прабхупада: Философия тоже означает повиновение приказам Бога. Все прочее – сухие спекуляции. Бог говорит: «Не убий!». Если мы религиозны, мы перестаем убивать. Однако, если мы понимаем, почему нам не следует убивать, мы философы. Богом Кришну понимают много людей, но продвинутый преданный понимает Кришну, а потому он очень дорог Кришне. Гопи не были философами, но они любили Кришну без скрытых помыслов. Сам Чаитанйа Махапрабху воплощал Собой эту любовь к Кришне.
Шйамасундара даса: Однажды вы говорили, следование философии на практике даже выше, чем сама философия.
Шрила Прабхупада: Гопи практиковали философию, потому что они любили Кришну. Более того, они наслаждались плодами философии.
Хайагрива даса: Поскольку тело – это инструмент души, Гегель считал, что нанести вред телу, это все равно, что нанести вред самой личности. В «Философии права и знания» он говорит: «Это ничто иное, как пустая софистика, говорить, что подлинной личности – душе- нельзя причинить вреда дурным обращением с телом… Насилие, которое совершается над телом, на самом деле совершается надо мной».
Шрила Прабхупада: Тогда, что же может служить оправданием для убийства животных?
Хайагрива даса: Он сказал бы, что личность может владеть своим телом, потому что она способна вложить в него свою волю. Животные же не имеют право на жизнь, потому что они не вкладывают свою волю в обладание телом.
Шрила Прабхупада: Но если это так, то почему животные сопротивляются, когда вы убиваете их? Что это за философия, которую он из